Право

Корнакова С.В.:

Рассматривая вопрос о понятии права, необходимо отметить, что в юридической литературе нет однозначного определения права, существуют различные подходы к его пониманию. Ученые юристы выделяют право в общесоциальном смысле и право в юридическом смысле.

Под правом в общесоциальном смысле следует понимать признаваемую в обществе, социально оправданную возможность (свободу) определенного поведения, т. е. возможность совершать какие-то социально значимые действия, притязать на что-либо, требовать соответствующего поведения от других. Право в общесоциальном смысле часто отождествляется с естественным правом, которое никем не даруется, возникает само по себе естественным путем и не может быть отнято. Это право, рождаемое самой жизнью, вытекающее из общественных потребностей.

Сформировавшись в системе общественных отношений, естественное право закрепляется в обычаях, религиозных нормах, нормах морали и т.д. Оно также может закрепляться и в юридических нормах, т. е. нормах, устанавливаемых государством.

Право в юридическом смысле – это установленные или санкционированные государством правила поведения, обязательные для исполнения всеми. Право в юридическом смысле принято называть позитивным правом.

Позитивное право не тождественно естественному праву. Во-первых, они не совпадают, поскольку естественное право может закрепляться не только в нормах позитивного права, но и, как только что было отмечено, в других социальных нормах. Во-вторых, в нормах позитивного права, могут содержаться правила поведения, противоречащие естественному праву, которые, довольно часто, выражаются в государственном произволе.

В современном мире многие государства стремятся к максимальному соответствию норм позитивного и естественного права, так как это является неотъемлемой частью построения правового государства.

Позитивное право официально действует в обществе, и именно оно изучается юридической наукой и применяется на практике.

В современной отечественной литературе, в том числе в учебниках по теории государства и права, при освещении вопроса о понятии права, нередко рассматривают право в объективном и право в субъективных смыслах.

Под правом в объективном смысле понимается система установленных или санкционированных государством норм. Право в объективном смысле тождественно позитивному праву. Юридические права, которыми наделяются или реально обладают участники общественных отношений, именуется субъективным правом или правом в субъективном смысле.

Объективное и субъективное право связаны между собой и находятся в неразрывном единстве. Это единство выражается в том, что субъективные права закрепляются, прежде всего, в нормах позитивного права, т. е. в объективном праве, как определенные возможности того или иного поведения участников общественных отношений, выражающие меру их свободы. В то же время субъективное право производно от объективного. Оно либо непосредственно закреплено в объективном праве, либо, не будучи закрепленным в нем, так или иначе им предусмотрено. Например, договор купли-продажи. Данная норма закреплена в гражданском кодексе и предусматривает возможность заключения указанной сделки любыми субъектами. Также в ней содержатся юридические права и обязанности участников правоотношения. Это право в объективном смысле. При заключении сделки купли-продажи персонифицированными субъектами (например, Ивановым и Петровым), в договоре будут зафиксированы их конкретные права и обязанности. В этом случае речь идет о праве в субъективном смысле. Однако, субъективное право будет производно от объективного, поскольку только нормой права предоставляется сама возможность заключения сделки. Поэтому вопрос о понятии права – права в юридическом смысле – вполне достаточно ограничить характеристикой объективного права, тем более, что в юриспруденции под правом в первую очередь подразумевают именно объективное право.

Раскрывая понятие права, нельзя не остановиться и на таких вопросах, как социальное назначение и функции права. Уяснение этих вопросов позволяет понять, почему существует право и какую роль оно играет в общественной жизни. Общественная жизнь требует постоянной урегулированности и порядка, без этого общество просто не в состоянии существовать и нормально функционировать. Право выступает регулятором общественных отношений, именно в этом и заключается его социальное назначение. Социальное назначение права включает в себя обеспечение свободы, утверждение в обществе начал справедливости, создание необходимых условий для реализации прав граждан и нормального существования гражданского общества.

Назначение позитивного права не следует отождествлять с его ролью в жизни общества. Роль права не сводится только к регулированию общественных отношений, роль права проявляется в его функциях.

Правоведение // Корнакова С.В., Чигрина Е.В. - 2017

Исаков В.Б.:

Происхождение термина "право". Корни понятия "право" уходят в историю. В древнерусских источниках этот термин впервые появился в конце 1-го тысячелетия н. э. В зависимости от контекста употребления "право" (как существительное) могло подразумевать "установление, закон", "юрисдикцию", "свободу действий, власть", "обязательство", "присягу".

Русскому слову "правый" соответствуют римские термины "rectus" и "justus" (jus - право), древнегреческое "dikaios" (dike - право, справедливость). По мнению Э. Бенвениста, римское "jus" обозначало формулу указания на правильный порядок вещей*(4).

В юридической теории и практике термин "право" используется в двух разных значениях - объективном и субъективном.

Под объективным правом понимается система действующих правовых норм, установленных государством. Это законы, указы, постановления правительства и другие нормативные правовые акты, принятые компетентными органами государства. Термин "объективное право" означает, что право в данном случае рассматривается как система норм, внешняя по отношению к человеку и в каждый отдельно взятый момент времени независимая от него.

Субъективное право, напротив, обозначает правовые возможности, принадлежащие субъекту права, например гражданину. Права собственности на вещи, машину, квартиру, семейные права, права автора, право избираться и быть избранным и многие другие - все это субъективные права гражданина. Как будет показано ниже, в теме 11 "Правовые отношения", субъективные права имеют определенную структуру, могут подразделяться на части - правомочия.

Несмотря на видимые различия, между объективным правом и субъективными правами существует глубокая внутренняя связь. Они имеют сходные признаки, которые будут рассматриваться ниже. Если объективное право - это фундамент свободы общества, в основе которой лежат законность, порядок и дисциплина, то субъективное право - маленький "кусочек" свободы, принадлежащий конкретному гражданину. Свобода общества и свобода личности, как известно, тесно связаны между собой: если нет объективной, основанной на законе свободы в обществе, не будет и субъективных прав и свобод, принадлежащих гражданам. Верно и обратное: свобода в обществе складывается из маленьких субъективных прав и свобод, принадлежащих каждому из нас.

Право регулирует лишь поведение, т.е. внешние отношения между людьми. Право не может предписать испытывать определенное нравственное отношение к другим людям. Например, норма "должно любить своих родителей", будучи закрепленной в законодательном акте, не станет правовой, оставшись моральной.

Исходя из того, что право регулирует лишь поведение между людьми, оно не может изменить законы природы, например создать техническую норму получения серной кислоты.

Действительность технических норм не зависит от закрепления их в нормативных текстах. Право лишь может зафиксировать социально-технические нормы - нормативы изготовления пищевой или иной продукции. Однако это технические нормы, обеспеченные принудительной силой государства, но не правовые по сути.

Право есть совокупность правомочий и обязанностей. В отличие от морали, говорящей прежде всего об идее долга (обязанности), право состоит из двух противоположных начал - правомочий (мер возможного поведения) и обязанностей (мер должного поведения). "Правомочие" и "обязанность" - два не выводимых друг из друга понятия: из того, что субъект может сделать, нельзя заключить, что он должен. Наиболее ярко такое соотношение иллюстрирует частное право. В публичном же праве правомочие и обязанность сливаются в понятии властного полномочия, становятся правообязаностями.

Многозначность данного термина делает затруднительным квалификацию справедливости в качестве правовой категории. Хотя справедливость в правовой сфере рассматривается преимущественно как равенство, в сфере морали она обозначает не только равенство, но и милосердие. Требования социальной справедливости означают во многом требования социального милосердия, а не только правового, формально равного отношения ко всем людям.

Таким образом, можно определить право как систему общеобязательных, формально определенных норм, обеспеченных принудительной силой со стороны государства и в настоящее время регулирующих отношения между людьми по принципу формального равенства. Право устанавливает правомочия и обязанности субъектов права.

Основы права // Исаков В.Б., Арзамасов Ю.Г., Белькович Р.Ю. - 2017

Некрасов С.И.:

Право – это совокупность социальных норм, имеющих, очевидно, особый характер. Право неотделимо от общества и производно от него, оно обусловлено сложившимися в обществе иными правилами. Социальная роль права заключается в воздействии на общественные отношения с целью их интеграции, обеспечения стабильности и развития общества, выражения идей социальной справедливости и социального равенства.

В формально юридическом значении право представляет собой систему обязательных, формально определенных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных силой государственного принуждения.

Правоведение // Некрасов С.И., Зайцева-Савкович Е.В., Питрюк А.В. - 2016

Балашов А.И.:

Право можно определить как систему общеобязательных, формально-определенных норм, выражающих обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни волю общества, охраняемую от нарушений возможностью государственного принуждения, и являющуюся государственным регулятором общественных отношений.

Правоведение // Балашов А.И., Рудаков Г.П. - 2015

Малько А.В.:

Право имеет богатую историю. Многие мыслители пытались проникнуть в тайны права, определить его, дать точное понимание этого важного социального института. И это не случайно. Право пронизывает всю нашу жизнедеятельность. Виднейший русский теоретик права Н. М. Коркунов еще в начале XX в. заметил: «…можно, пожалуй, найти человека, во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося вопросами естествознания и истории, но прожить свой век никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое… По крайней мере одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать» (Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 7).

Действительно, право – явление сложное, многогранное, имеющее разнообразное понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т. п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, эстетических и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом, поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т. п.).

Во-вторых, выделяют право в специально-юридическом смысле, как юридический инструмент, связанный с государством.

Однако и в этом юридическом значении термин «право» используется по-разному, ибо есть право субъективное и объективное.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Объективное право (или собственно право) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Если объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах, то субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного. Вместе с тем следует не забывать, что не государство создает и предоставляет личности права, а она сама их имеет от рождения, и обязанность государства – признавать и защищать эти права.

Подразделение права на субъективное и объективное коренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участников общественных отношений.

Право (в этом сугубо юридическом и объективном смысле) – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Ценность и сущность права

Право представляет собой одно из сложных феноменов человеческой цивилизации, весьма непростой социальный институт нашей жизнедеятельности. Издавна учеными исследуются проблемы ценности и сущности права.

Раскрыть значение права для общества можно через его ценность, под которой понимается способность права служить средством для удовлетворения прогрессивных интересов общества и отдельной личности. Ценность – есть то, что необходимо человеку и обществу, что удовлетворяет какие – то интересы. Ценности могут подразделяться на первичные и вторичные, основные и инструментальные. Первичными, основными ценностями являются жизнь, здоровье, честь, достоинство, свобода человека и т. п. Право же выступает ценностью вторичной, инструментальной.

Собственная ценность права состоит в том, что оно является равной мерой свободы и справедливости для людей, средством юридической защиты их от произвола и беззакония.

Право выступает инструментом регулирования общественных отношений, придавая действиям людей согласованность, упорядоченность, уверенность. Оно содействует развитию тех социальных связей, в которых заинтересовано общество, устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния. С помощью права пытаются решать глобальные проблемы современности (экологические, антитеррористические и т. п.), утверждать нравственные начала в общественной жизни, воспитывать население и формировать цивилизованную правовую культуру.

Одновременно право закрепляет и защищает следующие важнейшие социальные ценности: моральные (честь, достоинство, имя), культурные (памятники истории и культуры, произведения литературы и искусства), экономические (собственность, конкуренция, свободный труд), политические (демократия, разделение властей, политическое и идеологическое многообразие) и т. д. Обеспечивая данные разнообразные ценности, право создает тем самым основу для уважительного к себе отношения, формирует желание у субъектов вести себя правомерно. Без принятия права как ценности личность не станет социально активной, а право ею будет оцениваться только как инструмент, связанный лишь с внешней принудительной силой.

Кроме того, из законов и подзаконных актов гражданин узнает об иных ценных вещах: об устройстве государства, в котором он проживает, об органах государства, с которыми он постоянно контактирует, о том, что можно иметь в собственности и как ее в случае необходимости цивилизованно защитить, кто такие истец и ответчик, чем уголовная ответственность отличается от административной, и иную полезную юридическую информацию.

Наиболее важным выступает вопрос о сущности права, то есть о том, что является в нем главным, основным, принципиально значимым, необходимым. Сущность права – «крепкий орешек». Ее не так-то просто выявить, установить.

Поэтому при рассмотрении сущности права важно учитывать две стороны: формальную и содержательную. С формальной точки зрения любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможет познать сущность права конкретного общества. Например, рабовладельческое право Древнего Рима и современное право Италии далеко не тождественны по своей сущности.

Отсюда необходимо обратиться к содержательной стороне, позволяющей ответить на следующие вопросы: чьи интересы обслуживает в первую очередь данный регулятор, какие функции осуществляет в приоритетном порядке?

История, социальная практика убедительно показывают, что право может использоваться в различных целях как средство первоочередного удовлетворения классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных, расовых и иных интересов.

Исходя из этого, можно выделить и соответствующие подходы к сущности права.

Хронологически первым является классовый подход, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса. Здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса.

Существует также общесоциальный подход, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т. п.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Основы государства и права // Малько А.В. - 2015

Фомина О.И.:

Право — продукт общественного развития, тесно связанный с го­сударством. Это основной нормативный регулятор общественных от­ношений в государственно-организованном обществе. Исторически право формируется как «обычное право», т. е. совокупность обычаев, которое государство может санкционировать, а может и запретить. За­преты и дозволения были и остаются важнейшими способами управ­ления обществом. Исходя из этого, право понимается в двух смыслах: объективном и субъективном.

Объективное право - общеобязательная система правил поведения, выраженных в законодательных актах, принимаемых или санкциони­рованных государством.

Субъективное право - это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона.

Правоведение // Фомина О.И., Старова Е.А. - 2015

Мухаев Р.Т.:

Значение термина «право»

В повседневной жизни мы сталкиваемся с различными толкованиями термина «право».

Во-первых, под правом понимаются социально-правовые притязания людей на определенные блага, удовлетворение которых позволяет им полноценно существовать. В основном они составляют естественные права человека, т.е. притязания, обусловленные его природой: право на жизнь, человеческие условия существования, право на свободу, собственность, счастье, честь, достоинство, сопротивление угнетению и т.п. В связи с этим мы часто произносим «я имею право», когда претендуем на получение каких-либо благ.

Цицерон связывал право с самой природой, с естественным состоянием человека. По его мнению, право — это «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга»1.

Правда, на практике эти притязания могут быть государством только провозглашены, но не гарантированы.

Во-вторых, в объективном смысле право понимается как мера допустимого поведения, зафиксированная в системе общеобязательных правил поведения, которая создается государством и действует независимо от воли и сознания отдельных лиц. Обязательность соблюдения и исполнения этих юридических норм каждым человеком обеспечивается государственным принуждением. В данном случае система юридических норм есть властное явление государства, закрепленное в системе законодательства (конституция, законы, указы, постановления). В этом значении право, по мнению Аристотеля, является регулирующей нормой политического общения и должно быть критерием справедливости.

По своему происхождению право связано с такими понятиями, как правда, справедливость (от лат. jus — справедливо, законно, justicia — законность, правосудие). В этой связи известный римский юрист Цельс (I в. до н.э.) подчеркивал, что право есть наука о добром и справедливом.

Многие источники феодального права именовались правдами, например «Русская правда». Это понимание права сохранено в конституциях современных государств. Например, Конституция США устанавливалась в том числе для «утверждения правосудия», а одним из устремлений испанского народа по Конституции 1978 г. является желание «установить справедливость».

В-третьих, существует толкование термина «право» в субъективном смысле. В этом случае право выражает официально признанные возможности, которыми располагают люди, организации и которые гарантируются государством. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья и т.п. Здесь социально-правовые притязания получают не только официальное закрепление в законодательных актах государства, но и обеспечиваются гарантиями их осуществления.

В-четвертых, предельно широкое понимание права, включающее в себя все правовые явления: субъективное и объективное право, правовую психологию, правовую культуру, правовое сознание, принципы права и т.п. В этом случае понятие «право» отождествляется с термином «правовая система», который объединяет всю совокупность правовых явлений, существующих в обществе: правовые идеи, источники права, институты права, отрасли права, правовые традиции, правосознание, правовую культуру, правопорядок, способы толкования норм права и т.п.

Однако понятие «правовая система» имеет особенность: оно раскрывает процесс образования права в конкретном обществе и его эволюцию. Различают романо-германскую (Германия, Франция, Италия и т.п.), англосаксонскую правовые системы (Великобритания, США, Австралия, Новая Зеландия и т.п.), систему мусульманского права (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Малайзия и т.п.).

Так, романо-германская правовая система возникла в результате заимствования и приспосабливания норм римского права к конкретным условиям европейских государств.

Основным источником (формой) права, т.е. актами государства, в которых закреплены нормы права, являются законы.

Из-за многозначности термина «право» при его употреблении всякий раз требуется уточнение, в каком смысле оно используется.

Сущность права

Право создавалось людьми для удовлетворения определенной социальной потребности. Люди не могут существовать, не взаимодействуя друг с другом, не создавая коллективов, организаций. Только благодаря этому взаимодействию они удовлетворяют свои материальные, духовные, физиологические и иные потребности.

Однако в большинстве своем интересы и потребности не совпадают, поскольку все люди наделены разными способностями и талантами, имеют неодинаковое материальное положение и социальный статус. Вследствие этого для их совместной деятельности требуется наличие четких правил, которые являются результатом согласия, компромисса и должны соблюдаться всеми, быть обязательными для всех. Обязательность соблюдения таких правил придает человеческим действиям и поступкам предсказуемость, управляемость, а всему обществу — стабильность и упорядоченность.

Для отдельной личности право гарантирует свободу, независимость, индивидуальность, определенную границами этих правил.

Право в нормативной форме вводит в ткань человеческих отношений ценности добра, справедливости, милосердия, гуманизма и т.п. Именно через право эти ценности становятся элементами человеческого поведения. В этом выражается общечеловеческое назначение права.

Однако стабильность и упорядоченность социальной жизни могут достигаться и подчинением одной части населения правилам, которые установила другая часть, обычно меньшая. Тогда право служит интересам правящего класса или правящей группы и реализуется как властные веления этого класса или группы.

Право в таком случае — неотъемлемый компонент власти правящего класса и уже не несет в себе равного масштаба и одинаковой меры свободы для всех. Право в данной ситуации есть свобода одних и несвобода других. Классовую направленность, т.е. функцию защиты интересов правящего класса, право приобретает в рабовладельческом, феодальном и буржуазном обществах, в которых классы собственников использовали его для усмирения бедных.

В зависимости от ответа на вопрос, кто создает право и кому оно должно служить, и определяется его сущность. Можно выделить два подхода к праву.

Первый подход — понимание права в широком смысле (философский). Он рассматривает право как меру свободы и справедливости, обусловленную природой человека. Сторонники данного подхода исходят из того, что право есть совокупность норм и принципов, олицетворяющих разум, мудрость, справедливость и порядок, которые не устанавливаются государством, а даны человеку свыше. Право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости, является силой мирового порядка.

Второй подход — понимание права в узком смысле (прагматический). Его отстаивают авторы, акцентирующие внимание на формальных характеристиках права: его происхождении, структуре, способе выражения, субъектах осуществления нормы права.

Все перечисленные подходы объединяет признание права эффективным нормативным регулятором. Эффективность действия права основана на том, что из всех социальных регуляторов только обязательность соблюдения требований права обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Таким образом, право есть система общеобязательных правил поведения в обществе, установленных или санкционированных (т.е. утвержденных в качестве общеобязательных правил, существовавших в обществе ранее) государством, соблюдение которых обеспечивается возможностью государственного принуждения.

Сущность права выражается в содержании. Содержание права проявляется в установлении равного масштаба поведения к неравным людям. Равная мера поведения, которую устанавливает каждая применяемая правовая норма, закрепляет формальное равенство всех перед законом.

Правоведение // Мухаев Р.Т. - 2013

Зиннуров Ф.К.:

Сущность права. Как и для любого другого социального фено­мена, она заключается в тех его внутренних, закономерных, устой­чивых и существенных свойствах, в которых раскрываются много­образие и противоречивость форм его бытия, закономерности су­ществования, функционирования и развития.

Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых явлениях, относящихся как к содержанию (внутренней субстанции) права, так и к его функционированию. Они находятся в органическом единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на обособленные части, и показывают:

  • какими объективными историческими факторами обусловле­ны право, его содержание и действие;
  • чью организованную волю они выражают;
  • кем такая воля официально формируется;
  • в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг.

Неразрывность цепи этих свойств права объективно предопре­делена самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на определенном этапе развития человеческого общества вместе с государством, когда в силу известных исторических факто­ров в дополнение к прежним правилам общежития первобытнооб­щинного строя потребовалось создание новых норм — общеобяза­тельных и обеспеченных государством. Реальный механизм всякого правообразования был и остается таковым, что определенные про­цессы в жизнедеятельности общества предстают как объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с появлени­ем соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их общно­стей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как результат согласования различных интересов, воля, которая при определенных условиях превращается в общеобязательную, возво­дится в ранг правовых норм, права.

Соответственно под сущностью права следует понимать обу­словленную экономическими, социальными, политическими и ду­ховными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю стоящих у власти социальных групп (сло­ев), превращенную в общеобязательную, выраженную в виде право­вых норм.

Содержание права. Органическим продолжением сущности права в любом классовом обществе является его мобильное содержание, нахо­дящееся с ней в диалектическом единстве. Сущность и не поглощает содержания права, и не оторвана от него. Сущностные свойства права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах, которые вместе с ними раскрывают его единую природу.

Содержание права складывается из всех его внутренних элемен­тов, из единства всех его компонентов. B нем сущность права пред­ставлена не в зеркальном виде. Она трансформирована таким обра­зом, что отдельные ее стороны (моменты) расчленены, выделены и перегруппированы по новым закономерным свойствам, носящим уже другой, содержательный, характер.

B содержательном плане праву свойственны нормативность, формальная определенность, регулятивность, системность. Причем эти свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государст­вом, в чем состоит одно из коренных его отличий от других, непра­вовых социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоя­тельству право характеризуется обязательной нормативностью и государственной обеспеченностью.

«Государственное происхождение» права не свидетельствует о его подчиненности государству или о его несовместимости с естест­венными, вытекающими из самой человеческой природы правами и свободами личности. Bзаимосвязи и взаимозависимости между пра­вом и государством основываются не на подчинении или приорите­тах, а на других началах, характеризующих их происхождение, слу­жебную роль, функционирование и т.д. Что касается прирожденных прав и свобод личности, то большинство государств давно закрепи­ло их в своих нормативных актах (например, американская Декла­рация независимости 1776 г. и французская Декларация прав и свобод гражданина 1789 г.). Позднее они были подтверждены в междуна­родных документах.

Конституция РФ 1993 г. признала не только неотчуждаемость основных, в том числе естественных, прав и свобод личности, но и включила общепризнанные принципы и нормы международного права в национальную, российскую систему права в качестве ее со­ставной части (ст. 15 и 17). Таким образом, естественные права и свободы подтверждены государством, превращены им в органиче­ский компонент нормативно-правовых регуляторов. Ныне в циви­лизованном обществе нет оснований для противопоставления есте­ственного права и позитивного (т.е. созданного) права, поскольку последнее закрепляет и защищает естественные права человека, составляя единую систему правового регулирования.

Там, где нормативная юридическая сила придается обычаям, традициям, религиозным правилам, правоприменительным преце­дентам или учредительным документам хозяйствующих субъектов, также наблюдается санкционирование их государством, позволяю­щее говорить об их нормативности, формальной определенности и других содержательных правовых свойствах.

Несомненно, что нормативность права означает масштабы по­ведения разной степени общности: в этой плоскости, скажем, пра­вовая норма, регулирующая куплю-продажу, существенно отличает­ся не только от норм-принципов, но и от многих других норм пра­ва. Формальная определенность тоже выражается в закреплении содержательных элементов права в разных документах. Bсе это, од­нако, не умаляет значения рассматриваемых содержательных свойств права.

Сказанное выше позволяет заключить, что по своему содержа­нию право есть система формально-определенных, общеобязатель­ных и специально обеспеченных норм, установленных или санк­ционированных уполномоченными на то органами (лицами) для регулирования тех или иных общественных отношений в согласо­ванных ими социальных интересах. При этом, разумеется, следует помнить развернутую в системе норм сущность права.

B приведенной выше формулировке явно выражены такие со­держательные свойства (признаки) права, как:

  • особая нормативность;
  • формальная определенность, т.е. их обозначенность в словес­но-документальном виде;
  • обязательность для участников регулируемых отношений;
  • системность;
  • государственная обеспеченность, придающая праву надеж­ность и реальную осуществимость.

Право по содержанию не тождественно закону. Будучи одной из форм выражения права, закон может и не выражать сути права как целостной системы нормативных регуляторов, соотнесенных с объ­ективными мерилами справедливости, свободы и правды, с ценно­стями и приоритетами земной цивилизации. Аристотель считал, что «правда заключается (...) в том, чтобы (...) иметь в виду не за­кон, а законодателя, не букву закона, а мысль законодателя, не са­мый поступок, а намерение человека, не часть, а целое».

Г.Д. Торо писал: «Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным». Такой «закон» носит, скорее, антиправовой характер. Он должен в установленном поряд­ке признаваться недействительным. Статья 125 Конституции РФ 1993 г., наделяя Конституционный Суд РФ полномочиями по про­верке конституционности федеральных законов, прямо предусмат­ривает, что «акты или их отдельные положения, признанные не­конституционными, утрачивают силу» (п. 2 и 6).

Подробная характеристика права не сводится, несомненно, к определению его содержания. Она охватывает анализ его целей, назначения, закономерностей, этапов развития, управленческой природы и т.п. На этом пути нет пределов совершенствованию на­ших знаний, ибо каждый шаг вперед способствует более полному раскрытию всей суммы реальных социальных благ, опосредствуе­мых правом в жизнедеятельности общества. Однако следует согла­ситься и с тем, что дальнейшее углубление трактовки природы пра­ва, аккумулирующей его сущность и содержание, не должно быть связано с ослаблением и стиранием граней, отличающих его от ос­тальных правовых, государственных и иных социальных явлений.

Только на такой основе можно глубоко осмыслить все то, что в ин­тегрированном виде выражено и гарантировано в правовых нормах, что проявляется в процессе реализации этих норм или выступает в качестве результата их благотворного воздействия на жизненные отношения и на сознание их участников.

Правоведение // Зиннуров Ф.К. - 2012

Кушнир И.В.:

Право – система правильного поведения в обществе.

Право и правовые нормы – это нормы, принятые государством.

Правовые и юридические нормы обязательны для всех граждан государства.

Выполнение юридических норм может обеспечиваться принуждением со стороны государства.

Право – система общеобязательных правил и норм, установленных в обществе компетентными органами и носящее государственно-властный характер.

Правоведение // Кушнир И.В. - 2011

Афонина А.В.:

Право – совокупность установленных государством общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, выраженных в официальной форме и обеспеченных государственным принуждением.

Необходимо выделить следующие значения, в которых возможно толкование термина «право»:

1)  право – это совокупность общеобязательных для всех членов общества правил поведения, оформленная в виде юридических норм;

2)  право – неотъемлемая принадлежность индивида (примером могут послужить конституционные права – право на труд, право на жилище и т. д.);

3)  право – целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Значение права очень велико: оно регулирует отношения в обществе в сферах экономики, политики и иных отношений; защищает законные права и интересы граждан.

Признаки права:

  1. нормативность;
  2. общий характер;
  3. общеобязательность;
  4. формальная определенность.

Право – единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Право – единственный официальный определитель и критерий правомерного и неправомерного, законного и незаконного поведения, свободы.

Правоведение // Афонина А.В. - 2010

Шалагина М.А.:

Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.

Признаки права: волевой характер; общеобязательность; нормативность; право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права.

Принципы права – это основные (исходные) начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Правоведение // Шалагина М.А. - 2008

Амелина К.Е.:

Право - сложное социальное явление, без которого невозможно развитие цивилизованного общества.

Право возникает и развивается под воздействием материальных и культурных потребностей общества как выражение согласованной воли общества в целом, а также его членов и социальных групп, определяющее их меру поведения и деятельности.

В то же время право является лишь одним из видов социальных норм как регуляторов общественной жизни.

Таким образом, право - совокупность признаваемых обществом общеобязательных правил поведения, санкционированных и охраняемых государством и выступающих нормативным регулятором общественных отношений.

В то же время право не тождественно закону. Законодательство выступает лишь как одна из форм выражения права. Закон либо другой нормативно-правовой акт, не отвечающий духу права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, правом не является.

Право возникает из жизненной потребности регулирования общественных отношений, осознанной законодателем.

Необходимость закрепления такого регулирования в правовых нормах носит как объективный, так и субъективный характер.

При этом государство (законодатель) либо санкционирует с помощью соответствующей юридической нормы уже сложившееся в жизни правило поведения в рамках определенных общественных отношений, либо формирует правовую норму, закрепляющую тот или иной вид социально значимых отношений развивающегося общества.

Однако право существует не только как юридические нормы, закрепленные в законодательстве и других источниках, но и как реальные (субъективные) права физических и юридических лиц. Таким образом, речь идет о праве в объективном и субъективном смысле.

Правоведение // Амелина К.Е., Ковалева М.А., Коган Б.Р. - 2006

Мальцев Г.В.:

Право представляет собой определенный вид социальных норм, т. е. правил поведения. Кроме права в обществе существуют и другие социальные нормы, такие, как нормы морали, нравственности, обычаи, традиции, правила хорошего тона, нормы общественных организаций. Все они регулируют поведение человека. Однако право имеет специфические черты, отличающие его от других социальных норм и характеризующие его сущность.

Сущность права состоит в том, что его нормы устанавливаются или санкционируются, т. е. утверждаются государством, которое гарантирует их исполнение властной принудительной силой. Нормы права могут также устанавливаться непосредственно самим народом в порядке референдума, либо в качестве правовых могут признаваться обычаи, религиозные или иные нормы. Но исполнение их всегда обеспечивается принудительной силой государства. Все другие социальные нормы не связаны с государством. Однако связь права с государством, характеризующая его сущность не раскрывает всех черт и характерных особенностей.

В юридической науке выделяют два понимания права: объективное и субъективное.

Объективное право определяется как совокупность правовых норм, которая существует объективно и независимо от тех, на кого она распространяется.

Субъективное право — это право конкретного лица в конкретных условиях. Оно включает в себя: а) конкретные права данного субъекта права; б) соответствующие этим правам обязанности других людей; в) определенный порядок реализации гражданина в соответствии с имеющимися у него правами; г) субъективные права лица поддерживаются и защищаются государством.

Для человека большее значение имеет субъективное право, т. е. совокупность конкретных прав, которые он может реально использовать в своей жизни и деятельности.

Некоторые современные ученые включают в право также правовую политику, принципы права, правосознание. Названные факторы относятся к социально-правовым явлениям, но не к праву, поскольку у них нет основных признаков права — нормативности, они не создаются субъектами правотворческой деятельности в процессе правотворчества, у них нет санкций, применяемых государством. Поэтому правовая политика, принципы права и правосознание не могут быть включены в систему правовых норм, образующих право.

Право — очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют его с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права.

Различное понимание права объясняется несколькими объективными и субъективными причинами.

К основным концепциям понимания права относятся нормативистская, социологическая, психологическая, естественная, классовая, позитивистская и интегративная.

Основные характеристики права:

1. Характер права обусловлен экономическими, политическими, культурными, национальными и иными объективными условиями жизни общества.

Так, в условиях рыночной экономики право регулирует отношения собственности на основе рыночных экономических законов. Оно устанавливает равноправие всех форм собственности, разрешает частное предпринимательство, конкуренцию, свободное установление цен на основе спроса и предложения.

В условиях огосударствленной экономики оно запрещает частную собственность и частное предпринимательство, производство продукции осуществляется на государственных предприятиях, а ее продажа происходит через государственные магазины.

В условиях абсолютной монархии право закрепляет наследственную монархическую форму правления в государстве, полновластие царствующего монарха и бесправие поданных.

В фашистских, авторитарных, тоталитарных государствах право регулирует общественные отношения в интересах правящей элиты, клана, запрещает свободные выборы, многопартийность, устанавливает суровую ответственность за нелояльное отношение к власти.

В демократических государствах право, наоборот, определяет широкие права и свободы граждан, в том числе право на формирование государственных органов путем свободных выборов, разрешает многопартийность, включая существование оппозиционных партий и т.д.

В многонациональных государствах право призвано регулировать межнациональные отношения, а при существовании нескольких конфессий, соответственно, определяет межрелигиозные отношения.

У других социальных норм нет такой непосредственной связи с экономическими, политическими и иными реальными обстоятельствами. Например, нечестность, непорядочность, обман, насилие, неуважение других людей осуждается нормами морали и нравственности, как правило, при любом экономическом и политическом устройстве общества.

2. Право регулирует наиболее важные, главные общественные отношения, а именно: государственное устройство, порядок формирования и деятельности основных государственных органов, характер их взаимодействия. Право также запрещает под угрозой наказания наиболее опасные и вредные для общества действия и поступки, такие, например, как убийство, свержение власти насильственным путем, хищение чужого имущества, т. е. те отношения, от которых зависит устойчивость государственной власти, сохранение и определенное функционирование основных экономических и политических институтов государства, безопасная жизнь граждан, общественное спокойствие.

Другие социальные нормы регулируют менее значимые социальные отношения, не имеющие столь важного значения для жизни общества. Например, согласно нормам морали, принято уступать место в общественном транспорте пожилым людям и инвалидам. Однако невыполнение этого правила не грозит крупными социальными и государственными потрясениями, не причиняет обществу значительного вреда.

3. Право выражает волю и закрепляет интересы господствующего слоя, клана, элиты, которым принадлежит государственная власть. В современных демократических государствах в праве выражается воля большинства граждан и сочетаются интересы различных слоев, классов, групп общества, которые и защищаются правом.

Так, например, в демократическом государстве право закрепляет разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, определяет их полномочия, порядок деятельности, запрещает вмешательство одной ветви власти в дела другой, и, тем самым, не допускает захват одной властью всей полноты власти в государстве, устанавливает независимость судебной власти, предоставляет ей право проверять конституционность и законность деятельности законодательной и исполнительной власти, закрепляет выборность и подконтрольность народу основных органов государства.

В недемократических государствах право, наоборот, устанавливает принадлежность всей полноты государственной власти одному лицу, например, монарху, либо небольшой группе лиц, клану, одной партии, религии, закрепляет существование любых других государственных органов, неподконтрольных, нсподчиненных центральной власти. Оно также закрепляет формирование ее высших органов независимо от воли населения, например, по наследству либо по решению религиозных или иных органов.

Таким образом, право является политизированным социальным явлением. Оно выражает и закрепляет политику, проводимую теми, кто осуществляет государственную власть. Эта политика может быть антинародной, направленной на ущемление его прав и интересов, либо, наоборот соответствовать им.

Другие социальные нормы политически более нейтральны. Они выражают либо общечеловеческие принципы честности, справедливости, добропорядочности, уважения других людей, либо призваны удовлетворять неполитические интересы членов какой-то общественной или иной организации и регулировать их отношения внутри этой организации,

4. Право представляет собой единую иерархичную, систематизированную и взаимосвязанную совокупность правовых норм. Другие социальные нормы не имеют такой жесткой системы. Они разделены на обособленные и самостоятельные группы, относящиеся к различным видам общественных отношений (например, нормы морали, нравственности, культуры), к разным религиям, нациям, общественным организациям и могут иметь существенные различия.

Правоведение // Мальцев Г.В. - 2003

Бошно С.В.:

Существует бесконечное число определений права, но ни одно из них не стало общепризнанным, господствующим.

Право представляет собой одно из сложнейших явлений человеческой цивилизации. Ровесником общества является поиск смысла права, его сущности и места в системе ценностей общества. Правопонимание представляет собой отражение и оценку права в соответствии с конкретными социально-политическими и культурно-историческими явлениями и ценностями. Правопонимание является одновременно отношением субъекта познания к правовой действительности и научным направлением, теорией.

Множество теорий права, типов правопонимания известно истории человечества. Центральной их проблемой является сущностное понятие права, его основных категорий и принципов. Именно в определении права в концентрированном виде воплощается специфичность теории. Не случайно научные дискуссии разворачиваются именно вокруг центрального определения права, так как именно в определении права выражается специфика соответствующего типа правопонимания, именно в нем находят свое отражение и концептуальное единство все правовые понятия.

Каждая эпоха человеческой цивилизации предлагает свое понимание сущности права. За историческими, географическими и иными границами своего возникновения каждое определение права теряло свое значение. Выработанные наукой определения права достаточно четко разделяются в зависимости от того, на какие традиции

Значение определения права опирались их авторы: естественного права или юридического позитивизма. Первая традиция основана на единстве, тождестве справедливости и права. Согласно этому подходу, несправедливый закон не есть право и его следует отвергать во имя естественно-правовых постулатов справедливости. Вторая, позитивистская, традиция характеризуется обратным соотношением. При определении права на первое место выдвигаются предметные представления о нем как институте, подчеркиваются структурные и функциональные характеристики правовых систем. Духовная, моральная сторона права уступает место рациональной.

Следует отметить, что возможны разнообразные подходы к определению права, отражающие своеобразие взглядов, эпох, исследователей. Вопрос о понятии и сущности права не обходил своим вниманием ни один крупный философ древности. Мы рассматриваем некоторые теории понимания права, подходы к сущности права.

Право как нормативно-регулятивная система есть совокупность норм, идей и отношений, которая устанавливает поддерживаемый средствами власти порядок организации, контроля и защиты человеческого поведения.

Под правом можно понимать систему нормативных установок, опирающихся на идеи человеческой справедливости и свободы, выраженная большей частью в законодательстве и регулирующая общественные отношения.

Правоведение // Бошно С.В. - 2002