Право и обычаи

Исаков В.Б.:

Обычаи - это правила поведения, сложившиеся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшие всеобщими в результате многократного повторения.

С обычаев начинается история человеческой культуры. Вот почему обычаи имеют очень широкий спектр действия и влияют почти на все сферы общества. Об этом свидетельствуют не только различные африканские системы, но и практика европейских правовых семей. В частности, в Великобритании социальные обычаи могут служить непосредственным источником правотворчества - конституционный обычай, торговый и местный обычай.

Обычаям как социальным регуляторам присущи некоторые признаки.

1. Обычаями выступают сложившиеся на протяжении длительного периода времени единообразно применяемые на практике правила поведения. В качестве примера рассмотрим казахский обычай аменгерлик.

Аменгерлик - акт наследственного права казахов, согласно которому по отношению к вдове родственник мужа считался аменгером - наследником. Вдова выходила замуж по собственному выбору за одного из родственников умершего мужа. В этом древнем обычае выражалось отношение казахов к браку как явлению незыблемому, охраняемому. Развод считался недопустимым. Брак оберегался, во-первых, для того, чтобы не прервался род, во-вторых, так как уход вдовы считался позором. В случае выхода замуж вдовы не за аменгера, а за другого, она не имела права на владение имуществом покойного мужа и уходила только с имуществом из своего приданого. Это называлось "иргеден шыгару", т.е. "выселение".

2. Обычаи становятся всеобщими в силу неоднократного их применения людьми, проживающими в разные исторические эпохи. В связи с этим обычаи становятся привычками, иначе говоря, стереотипами поведения.

В качестве примера можно привести свадебный обычай у всех групп ненцев.

Приобретение жены у ненцев во второй половине XVIII - начале XX в. имело форму выкупа ее первоначально у рода, затем у ближайших родственников, наконец, у ее отца. Позднее указанная традиция приняла форму взаимных подарков.

3. Обычаи выражают жизненную закономерность, воспринимаемую в качестве обязательных для регулирования определенных групп отношений. Обычаи в отличие от ритуалов непосредственно затрагивают содержание общественных отношений и поэтому включаются в систему практической деятельности людей. В качестве иллюстрации возьмем казахский обычай ат майын сурау.

Обычаями казахского народа учтены все моменты жизни людей, каждого члена общества.

Особенно обращается внимание на социально незащищенные слои. Например, сиротам, вдовам, малообеспеченным постоянно оказывается та или иная помощь. Одна из них называется "ат майын".

Человек, который не имеет собственной лошади, может нанять лошадь у состоятельных людей или соседей, родственников, т.е. ат майын сурайды. Это означает, что человек просит лошадь на время.

Ат - лошадь, май - жир. Просящий намекает, что лошадь после использования теряет упитанность, но, несмотря на намек, просьбу всегда удовлетворяют. Это один из показателей благотворительности казахского народа.

Особенности соотношения права с обычаями зависят от их содержания.

Первую группу составляют обычаи, к которым право относится нейтрально. Здесь речь идет о привычной для членов общества форме социальной регуляции (свадьба, день рождение, похороны и т.д.). Соблюдаются соответствующие обычаи или нет - для права безразлично.

Вторая группа представлена обычаями, которые могут быть санкционированы государством.

Такие обычаи называются правовыми. Подробнее о правовых обычаях см. ниже, в теме 5 "Формы (источники) права". Примером одобрения обычаев в российском законодательстве могут служить ст. 130-132 Кодекса торгового мореплавания РФ.

Основы права // Исаков В.Б., Арзамасов Ю.Г., Белькович Р.Ю. - 2017

Малько А.В.:

Обычаи – это исторически сложившееся правило поведение, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и ставшее в силу этого регулятором общественных отношений.

Под обычаями можно понимать сложившиеся традиции, ритуалы, обряды, имеющие социальную значимость. Обычаи весьма многообразны, ибо складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, территориальной либо профессиональной группы и т. п. Обычаи – исторически первая группа социальных норм, возникшая одновременно с возникновением самого общества. Они воплощают в себе определенные итоги жизнедеятельности, общественный опыт, закрепляют то, что сложилось в результате длительной социальной практики.

Обычаи не столь тесно связаны с правом, как нормы морали. Однако, выступая особой разновидностью социальных норм, обычаи имеют следующие формы взаимоотношений с правовыми нормами:

1) древнейшее право возникало именно во многом из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая тем самым юридический характер. В качестве примера здесь можно назвать и законы ХП таблиц, и Русскую Правду, и т. д. И сегодня в ряде стран отдельные обычаи в случае необходимости трансформируются в правовые нормы, то есть приобретают форму правового обычая. Так, статья 129 действующего Кодекса торгового мореплавания РФ устанавливает, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения обычаями данного порта;

2) правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавать для них режим наибольшего благоприятствования, стимулировать их осуществление (при празднованиях юбилеев, приведении к присяге соответствующих лиц и т. п.). Государство, которое стремится обеспечить соблюдение норм права, должно использовать «плюсы» обычаев, их сильные стороны (такие, как устойчивость, массовость, повторяемость, известность, апробированность и пр.);

3) правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в конкретном обществе, могут ограничивать сферу их действия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство на почве кровной мести, то есть предусматривается уголовное наказание за соблюдение обычая кровной мести;

4) правовые нормы могут относиться нейтрально к тем обычаям, которые не имеют ярко выраженного социально ценного либо социально вредного характера (торжественная регистрация брака, празднование дня рождения и т. д.).

Основы государства и права // Малько А.В. - 2015

Кушнир И.В.:

Обычаи (и близкие к ним традиции) — это правила поведения, утвердившиеся в результате их длительного применения и вошедшие в привычку, закрепившиеся в сознании людей. Они передаются из поколения в поколение, в основном в устной форме. Несоблюдение обычаев влечет общественное воздействие, осуждение. В ряде обществ обычаи имеют более сильное " регулирующее влияние, чем официальный закон. Например, обычай кровной мести у ряда горских народов — представители данных народов воздерживаются от убийства не столько в результате страха перед уголовным наказанием, сколько в результате страха перед кровной местью со стороны родственников убитого всему роду убийцы. Другой пример обычая — выкуп за невесту; он выплачивается в ряде азиатских обществ, несмотря на то, что официальный закон этого не требует.

Правоведение // Кушнир И.В. - 2011

Мазуров А.В.:

Обычаи — это правила поведения, сформировавшиеся в результате многократного длительного применения, вошедшие в привычку и тем самым регулирующие поведение людей. К обычаям относятся традиции, ритуалы, обряды.

Право допускает действие обычаев, не нарушающих свободу других лиц. Например, ст. 5 ГК устанавливает возможность применения обычаев делового оборота, которым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Из этого определения видно, что обычаи могут не существовать в письменной форме.

Однако следование обычаям со временем может вступать в противоречие с правом, и государство использует свое принуждение, чтобы действие права было восстановлено. Ст. 5 ГК устанавливает, что обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

В то же время обычаи, имеющие прогрессивное значение, могут послужить основой правовых норм, быть закреплены в целях придания им (нормам) большей значимости и обязательности. Таково, например, принесение присяги (президентом, судьей при вступлении в должность).

Правоведение // Мазуров А.В. - 2003

Мальцев Г.В.:

Обычайсоциальная норма, представляющая собой правило поведения, утвердившееся в обществе в результате многократного применения, устоявшегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива, социальной группы.

Обычай представляет собой привычную (т. е. вытекающую из привычки) для членов общества, социальной группы форму общественной регуляции. Обычай как правило поведения связан с той частью общественного сознания, которая состоит из исторически сложившихся и в значительной степени развивающихся по стихийно проявляющимся законам чувств, эмоций, иллюзий, образцов, нравов. Обычай — это правило, соблюдаемое вследствие осознания его как необходимого, общественным и групповым сознанием и обеспеченное общественной санкцией.

Реализация обычая обычно осуществляется без размышлений о том, каково происхождение реализуемой нормы. Переходя в обычай, та или иная норма теряет оценочный характер, а критерии, лежащие в основе ее выполнения отходят на второй план перед привычностью ее существования. Обычай оказывает регулирующее воздействие в силу его эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к его соблюдению настолько, что его реализация стала потребностью.

К сфере обычаев относится и такое явление, как традиции. Их возникновение не обязательно связано с длительным существованием какой-либо нормы. Традиции выражают стремление сохранить унаследованные от предыдущих поколений формы поведения: они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом. В области бытовых отношений обычаи предстают в обрядах и ритуалах. Традиции представляют собой способ передачи социальной информации.

Обычаи при возникновении не были связаны с государством, но в последующем многие обычаи были санкционированы государством и стали правовыми нормами.

Обычай вырабатывается внутри социальной группы и никогда не навязывается извне, поэтому он представляет собой механизм саморегулирования группы, действующей как самоуправляющаяся, т. е. самодеятельная, самоорганизующая и саморегулирующая структура.

Правоведение // Мальцев Г.В. - 2003