Условия для правового государства

Мазуров А.В.:

Термин «правовое государство» появился в первой трети XIX в. в трудах некоторых немецких юристов. Однако элементы теории правового государства зародились еще до нашей эры. Свой вклад в развитие этой теории внесли такие мыслители, как Цицерон, Аристотель, Руссо, Монтескье, Локк, Кант и др.

Возникновение теории правового государства закономерно. Подобная теория должна была появиться в ответ на практику государственной деятельности и, признавая государство как таковое, предложить способ ограничения его власти для обеспечения свободы человека. Ее сущность — ограничение (самоограничение) государства правом, определяющим пределы вмешательства государства в жизнь людей и гарантирующим предсказуемость и надежность государственной деятельности.

Теория правового государства развивалась, обогащалась новыми идеями, систематизировалась, приобретала все более формализованный вид, постепенно воплощалась на практике. Эти процессы, на которые потребовались многие века, не закончены и в настоящее время. Об этом свидетельствует и отсутствие в юридической литературе единого мнения о том, как определить современное правовое государство. Однако можно выявить следующие условия, необходимые для его возникновения, а следовательно, и развития.

Высокая образованность членов общества. Ни одна сколько-нибудь серьезная, реализуемая социальная теория не может быть предложена малограмотным человеком, не изучившим историю, сущность государства и права, общество, в котором он живет. Но для того чтобы теория, разработанная одним, была понята и принята другими, «овладела массами», подобные знания должны быть у многих людей. Естественно, что во времена, когда образование являлось привилегией немногих (аристократическая республика, феодализм, церковное средневековье, монархизм и т. п.), правовое государство было не более чем теорией и развивалось медленно, вступая в острое противоречие с практикой. И, напротив, высокий образовательный уровень более-менее значительной части населения обусловливает развитие и попытки воплощения теории правового государства на практике.

Мощный социальный протест. Трудно представить государство, которое добровольно ограничило бы себя своим же правом. Чтобы это произошло, необходимо давление на государство со стороны остального общества. Государство и право должны вызывать такое неприятие значительной части населения, что государство для самосохранения будет вынуждено изменить право, сделать его более справедливым, отвечающим представлениям большинства граждан, в противном случае может произойти смена государства. Если же государство и его право служат всем гражданам, а не охраняют произвольные и антинародные порядки для правящей верхушки или кучки олигархов, то граждане поддерживают деятельность государства и одобряют право. Чем больше государство идет по этому пути, тем больше оно ближе к состоянию правового государства, тем менее оппозиционно настроены к государству граждане.

Следование требованиям морали. Несмотря на аксиоматичность этого условия, оно, к сожалению, остается недооцененным. Между тем сама сущность государства, ограничивающего свою деятельность правом в интересах всего общества, а не основанного на искусственно созданных и насильно навязанных обществу юридических конструкциях, не может быть понята без обращения к требованиям морали. Право и его реализация в государстве, претендующем на то, чтобы стать правовым, должно в значительной степени основываться на морали. Существенное расхождение права и морали является препятствием в построении правового государства.

Соблюдение моральных требований обращено, конечно, не только к должностным лицам государства, но и ко всем гражданам. Каждый соблюдающий их гражданин способствует утверждению принципов правового государства. На этой основе общество при всех различиях отдельных его членов будет более сплоченным. И, напротив, разобщенное общество, у членов которого моральные качества и установки сильно различаются, а у обладающих властью или деньгами соблюдение норм морали считается уделом «непрактичных», не сможет продвинуться в создании правового государства. Еще дальше от правового государства отстоит общество, в котором происходит падение нравов, моральная деградация.

Главным показателем гармонии права и морали является воздержание человека от злоупотребления своими правами, использования их, несмотря на причинение вреда другим. Конечно, свобода пользования своими правами, их реализация, в том числе без государственного вмешательства,— неоспоримая ценность. Однако и она не абсолютна. Свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого. Человек, считающий, что он свободен во всем, отказывается признавать Конституцию и законы, поскольку они в той или иной мере ее ограничивают. Это неизбежно ущемит свободу других и нанесет вред обществу.

Соблюдение законов и неотвратимость ответственности. Любой человек начинает жить в обществе, в котором действуют те или иные законы, и в случае расхождения их смысла с его интересами он имеет право их критиковать и влиять на их изменение. Однако это не отменяет обязанность соблюдения действующих законов. Субъект, не соблюдающий законы, навязывающий другим отличные от законов требования, занимается беззаконием и должен нести за это ответственность. Бездействие государства в таких случаях формирует правовой нигилизм, без преодоления которого правового государства не будет.

Достаточность материальных ресурсов и возможность веден.я всеми желающими экономической деятельности. Правовое государство предполагает безусловную реализацию всех предусмотренных законами прав граждан. Однако для этого нужны соответствующие материальные ресурсы. Можно, например, установить в законе, что каждому в ближайшие три года должно быть бесплатно предоставлено 100 квадратных метров жилой площади, но это невозможно будет реализовать из-за отсутствия соответствующих средств. Если же экономика государства не может обеспечить реализацию даже минимума прав человека, то люди вправе считать, что в их обществе правовое государство не существует.

Сказанное не означает, что человек вправе требовать от государства своеобразной опеки, все новых и новых благ при собственном бездействии или даже неправомерном поведении. Каждый должен сам использовать имеющиеся возможности для повышения материального достатка. Государство лишь должно создать условия для проявления экономической и творческой инициативы. Если же в государстве открытие и ведение предпринимательства невозможны без предварительного воровства, взяток чиновников, бандитской «крыши» или из-за непомерных налогов, то это не правовое государство.

Сбалансированность деятельности государства. Правовое государство выполняет те же функции, что и неправовое, хотя характер и степень их выполнения, конечно, различаются. Для того чтобы на пути к правовому государству не произошло перекосов, все функции государства необходимо гармонизировать. Например, экономические преобразования не должны приводить к ухудшению благосостояния граждан. Нельзя забывать, что построение правового государства для будущих поколений приходится на жизнь нынешних поколений, которые не должны использоваться исключительно как средство на пути к «светлому будущему». Недопустимо также делать государство «правовым» исключительно в угоду пресловутому «мировому сообществу».

Все эти условия, конечно, взаимосвязаны, и только при наличии их всех государство постепенно становится правовым. Созревание предпосылок для правового государства, его формирование происходит долго и сопряжено с многочисленными трудностями, сопровождается ошибками и иллюзиями. Поэтому его построение должно быть тщательно продуманным, научно обоснованным, иметь четкую стратегию и тактику, учитывать прежде всего отечественный, а не только зарубежный опыт.

Однако построение основ правового государства не означает завершение общественного развития. Подлинно правовое государство не ограничивается достижением минимального, тем более формального соответствия самого себя теоретическим принципам правового государства, а непрерывно развивается вместе с обществом.

Правоведение // Мазуров А.В. - 2003