Государство

Исаков В.Б.:

В юридической науке отсутствует единое понимание термина "государство". Это связано с многообразием подходов к анализу государственно-правовых явлений. Одни авторы определяют государство через набор его внешних признаков, другие вводят сущностные критерии, разграничивая государство и иные формы политической власти. Кроме того, в российской науке понятие "государство" обычно используют применительно к политико-правовым образованиям разных исторических периодов и культур, тогда как в зарубежных работах принято использовать этот термин ("nation state") в отношении особой формы политической организации общества, сложившейся к XVIII в. в Европе и Северной Америке.

Чтобы не углубляться в рассмотрение современных дискуссий, мы приведем формальное определение государства и перечислим его признаки, а затем затронем вопрос о сущности государственной власти.

Итак, государство - это организация публичной политической власти в рамках определенной территории, обладающая монопольным правом на создание общеобязательных норм и принуждение к их исполнению.

Сущность государства. Описав ключевые внешние признаки государства, кратко затронем вопрос о сущности этого явления. В науке существуют самые разнообразные трактовки сущности государства, однако в целом все они могут быть отнесены к двум ключевым направлениям.

Первый подход. Государство трактуется как механизм осуществления принуждения одних лиц в отношении других. Этот подход можно назвать насильственным. Ярким примером может служить трактовка государственно-правовых явлений в марксизме: государство есть механизм, поддерживающий экономическое и политическое господство класса собственников.

В более широком смысле, с точки зрения представителей данного подхода, государство всегда выступало и будет выступать как институт, позволяющий принудительно воплощать в жизнь волю одних лиц независимо от желания других. Исторически государство расширяет спектр функций, которые оно осуществляет в пользу общества в целом, однако принципиально оно измениться не может - оно всегда будет выступать прежде всего как механизм реализации чьих-то групповых интересов.

Второй подход. Его можно назвать общесоциальным. Государство рассматривается как институт, функционирующий в интересах всего общества и позволяющий решать общие для всего населения задачи. Сторонники этого подхода указывают на то, что ситуация, при которой государство действует исключительно в интересах одной группы населения, является девиацией, искажением нормального хода вещей. Более того, государство, действующее на основании принуждения, не может рассматриваться как полноценное, но является иной формой политической организации, например деспотией. С точки зрения общесоциальной трактовки государства сущность государства проявляется в его функциях.

Основы права // Исаков В.Б., Арзамасов Ю.Г., Белькович Р.Ю. - 2017

Некрасов С.И.:

«Государство» – понятие, известное каждому и, при этом, очень многогранное. В зависимости от вкладываемого в него содержательного смысла понятие государства может иметь позитивное или негативное звучание, использоваться в широком или узком понимании. Категория государства имеет основополагающее, системообразующее значение в широком сегменте научного лексикона, лежит в основе множества производных понятий и словосочетаний – «государственная власть», «государственный аппарат», «государственная политика», «государственная идеология», «огосударствленная экономика», «государственное планирование», «общественно государственная корпорация», «государственно организованное общество», «государственное учреждение (предприятие)», «государственная собственность», «государственный бюджет», «государственность» и т. п. (данный терминологический ряд может быть бесконечно большим и без особых усилий продолжен читателем).

Государство является объектом изучения во многих отраслях научного знания, соответствующие его грани исследуются в политологии, социологии, истории, психологии, теории управления, экономике и др. В содержании категории государства очень высока правовая составляющая, развитие государства и права всегда осуществлялось (и осуществляется) параллельно, в диалектической связи, подчинено общим закономерностям (отсюда и широкое распространение сочетания «государственно правовой…» – «государственно правовое развитие», «государственно правовая характеристика», «государственно правовая литература», «государственно правовой институт» и т. п.). Поэтому и в юридической науке государство объективно и традиционно занимает заметное место, правоведение немыслимо без государствоведения. При этом в различных отраслях юридической науки анализу подвергаются отдельные аспекты государства и государственности: в теории государства – признаки, функции, форма государства; в конституционном праве – организация (модель) государства и государственной власти (источники, формы, уровни власти), характеристика основных государственно властных институтов, отношения государства с человеком и обществом; в административном праве – организация государственного аппарата и основные институты государственного управления; в международном праве государство анализируется как основной субъект международных (межгосударственных) отношений в контексте включенности его в систему взаимосвязей с другими государствами; в гражданском праве государство анализируется как собственник, учредитель и регистратор юридических лиц и т. п. (эти различающиеся аспекты освещаются в последующих главах пособия).

Многофакторность понятия государства затрудняет однозначное выявление и формулирование сущности этого феномена (множество граней и факторов позволяет говорить и о различных сущностях государства). Нередко государство отождествляется с понятием «страна» (при таком пространственно географическом подходе очень востребованы такие нравственные понятия, как «Родина» («Я люблю свою страну…» (= «.свою Родину, свое государство»)), «патриотизм» («Я – патриот своей Родины.» (= «.своей страны, своего государства»)). Очень часто под государством понимается государственный аппарат (а поскольку этот аппарат неизбежно ассоциируется с огромным слоем чиновников, интересы которых далеко не всегда совпадают с интересами большинства населения, термин «государство» зачастую звучит с негативным оттенком – «Государству нельзя доверять», «Государство преследует свои интересы», «Я люблю свою страну, но не люблю государство» и т. п.). Именно государственный аппарат имеется в виду, когда идет речь о сильном или слабом, эффективном либо неэффективном государстве. Иногда государство отождествляется с соответствующим государственно организованным обществом. В этом ключе и понимается смысл выражений: «миролюбивая Болгария» означает и качества болгарского народа, болгарского общества, и соответствующие решения и политику органов государственной власти Болгарии; «Эстония отказалась от социалистического выбора» – следовательно и большинство эстонского общества сегодня придерживается других ценностей, и эстонское государство проводит соответствующую внутреннюю и внешнюю политику; «Россия всегда выступала за разностороннее сотрудничество с Востоком и Западом» – политика российского государства на евразийском пространстве коррелирует с преобладающим в российском обществе доброжелательным отношением ко всем народам и странам. Представляется, сущность государства может быть представлена в следующей дефиниции: государство – это организованная часть общества, созданная для управления его наиболее важными делами и обладающая суверенной публичной властью и специальным аппаратом.

В любом случае, государство – явление социальное, оно возникло в человеческом обществе на определенном этапе его развития (на этапе разложения первобытной общины, первобытно общинного строя) и является частью общества, призванной решать значительную часть общих дел (государство возникло для управления обществом, для служения обществу, а общество, в свою очередь, воздействует на государство). Кроме того, государство – феномен общественно политический (что нередко просматривается и в его определениях – «политическая организация общества», «политическое сообщество», «политико правовой союз людей…» и т. п.), оно принципиально отличается от иных структурных образований общества.

Несмотря на постулаты отдельных теорий (в частности, марксистской, анархистской) о постепенном отмирании или необходимости слома государства, за прошедшие тысячелетия с момента своего возникновения государство не только не исчезло, но и не подает каких либо видимых признаков своей «смерти». Конечно, в истории человечества немало примеров прекращения существования государств в страноведческом аспекте – распадались империи (Римская, Византийская, Австро Венгерская, Османская, Российская и др.), на пространстве бывшего СССР сегодня существует 17 суверенных государств (включая частично признанные Абхазию и Южную Осетию), после распада Югославии образовалось 7 новых государств (включая не признанное большинством государств мира Косово), после объединения Германии в 1989 г. прекратила существование в качестве суверенного государства Германская Демократическая Республика (Восточная Германия), объединительные процессы повлекли также прекращение существования самостоятельных государств (южных и северных) во Вьетнаме и в Лаосе, а в Судане, напротив, произошло государственное размежевание, и т. п. (по некоторым данным, за всю историю существования человечества прекратили существование более 600 государств, в том числе более 100 – в Новейшее время, в XX–XXI вв.). Однако, во первых, общей тенденцией все таки является увеличение количества государств (только в XX столетии их число возросло почти в четыре раза) , и во вторых, прекращение существования государств имеет место лишь в страноведческом аспекте – прекращает существование та или иная страна (даже если страна крупная – держава, империя), но не государство как явление, как социально политическая организация общества; население распавшихся (равно как и объединившихся, присоединившихся и т. п.) стран продолжает жить в рамках государственно организованного общества, на соответствующих территориях неизбежно возникают новые государства (или на эти территории распространяется юрисдикция существовавших ранее других государств). В современном мире нет населенных территорий вне государства, вне той или иной государственной юрисдикции.

Правоведение // Некрасов С.И., Зайцева-Савкович Е.В., Питрюк А.В. - 2016

Балашов А.И.:

Государство можно определить как исторически сложившуюся особую политическую организацию, обладающую суверенитетом, располагающую аппаратом управления и принуждения и придающую своим требованиям обязательную для населения всей страны силу.

Правоведение // Балашов А.И., Рудаков Г.П. - 2015

Малько А.В.:

Всякое государство есть соединение трех начал, важнейших элементов жизнедеятельности – народа, публичной власти и территории. Это объединяет все государства и составляет его содержательную характеристику. Отсюда вполне закономерно, что многие ученые понимали под государством соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

В принципе это верный подход. Только необходимо помнить, что далеко не любое государство в своей политике не всегда воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, наций и т. п., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.

Поэтому, по нашему мнению, государство – есть организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет четкую внутреннюю организацию, специфический механизм взаимодействия структурных элементов.

*

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

  1. то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
  2. то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Если при анализе сущности государства останавливаться только на формальной стороне, тогда получится, что древнее рабовладельческое и современное государство тождественны по своей сущности. Между тем это в корне не верно. Главное в сущности государства – его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы, прежде всего, данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.

В этой связи можно выделить классовый, общечеловеческий, религиозный, национальный, расовый подходы к сущности государства.

Хронологически первым выступает классовый подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса, слоя, социальной группы. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств тоже присутствуют, но они отходят на второй план.

Более прогрессивным является общечеловеческий (или общесоциальный) подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.

Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К этим государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и т. п.

Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

В рамках религиозного подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства – Пакистан, Иран, Судан, Саудовская Аравия и др., в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

В рамках национального (националистического) подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы иных наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о проблемах в сфере гражданства, продвижения по службе, выплаты пенсий и т. п.

В рамках расового подхода государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать ЮАР (в эпоху режима апартеида). В тот период правящие реакционные круги Южно-Африканской Республики проводили политику расовой дискриминации в отношении коренного африканского населения и в значительной степени против переселенцев из Индии. В частности, это проявлялось в лишении африканцев гражданских прав, помещении их в резерватах или особых городских кварталах, ограничении свободы их передвижения и т. п.

Иначе говоря, сущность государства многоаспектная. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

Основы государства и права // Малько А.В. - 2015

Мухаев Р.Т.:

Значение термина «государство»

В понятие «государство» с момента его появления вкладывался различный смысл. Когда-то французский король Людовик XIV, которого придворные льстецы прозвали «король-солнце», изрек: «Государство — это я». Это соответствовало истине, поскольку за 72 года царствования (1643—1715) он превратил королевскую власть в абсолютную монархию, а Францию — в самую могущественную европейскую державу. Однако это было далеко не бесспорное суждение о государстве, поскольку каждая историческая эпоха вносила в него свой смысл.

Пожалуй, ни одно явление социальной жизни не вызывало столько споров и прямо противоположных суждений, как государство. Так, древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.) считал государство олицетворением разума, справедливости, красоты и общего блага. По его мнению, оно является отражением родовой сущности человека как «политического животного», стремящегося к «совместному сожительству». Человек, нашедший свое завершение в государстве, — замечал Аристотель, — совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире.

Английский мыслитель Т. Гоббс (1588—1679) сравнивает государство с левиафаном — чудовищем, описанным в Библии: «Из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры. Из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляют угли, а из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас».

Парадокс истории состоит в том, что совершенно очевидной оказалась польза государства для всех и менее очевидной она была для каждого человека в отдельности. Создав однажды государство во имя общего блага, свободная личность в последующем тяготилась его опекой и пыталась всячески ограничить власть государства над собой.

Как показывает исторический опыт, государство не может быть ни добрым, ни злым. Оно является особой организацией власти, цель которой — согласовывать несовпадающие интересы людей, групп и выражать их общезначимые потребности, опираясь на принуждение и нормы права.

Не менее парадоксально возникновение универсального термина «государство» позже появления самого феномена. Дело в том, что первые государственные образования появились около 5 тыс. лет назад. Это были государства Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон и т.п.

Однако само понятие «государство» в современном значении возникло лишь в начале XVI в. В науку его ввел итальянский мыслитель Никколо Макиавелли (1469—1527). Он использовал для обозначения государства слово stato (от лат. status — положение, статус). До этого все государственные образования обозначались различными терминами: «республика», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т.п. Теперь все эти государственные образования обозначались одним термином.

Два подхода к сущности государства

Сущность государства, т.е. устойчивая совокупность внутренних черт, свойств, отражающих цели, природу и назначение государства в обществе, до сих пор остается в юридической науке дискуссионной проблемой. Можно выделить два подхода в понимании сущности государства.

Общесоциальный, коммуникативный, подход связан с именем древнегреческого философа Аристотеля. Государство воспринималось им как политическое общение, как ассоциация граждан, возникшая для того, чтобы служить «общему благу».

Цель человеческого общежития, замечал Аристотель, состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо.

Фактором, который объединяет людей свободных и равных в союз граждан, является власть.

В дальнейшем понимание государства как единого политического сообщества активно развивается в европейской мысли. Так, римский оратор и мыслитель Цицерон (106—43 до н.э.) рассматривал государство как соединение в единое целое (гражданскую общину) всех составляющих его граждан1. Данная традиция тянется через Средневековье до немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он замечал, что «государство — это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой», это «объединение людей под эгидой правовых законов»2. Следовательно, государство в рамках данного подхода тождественно обществу и не связывалось с властными институтами и должностными лицами, пребывающими вне этого сообщества.

Основоположником другого подхода в понимании сущности государства был французский юрист Ж. Боден (1529—1596). Его подход можно определить как институциональный. Он трактовал государство как особую организацию верховной политической власти, наделенную суверенитетом.

Суверенитет государства выражается в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы. В этой связи Ж. Боден рассматривал государство как правовое управление семействами и тем, что у них есть, верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и составляет цель государственного устройства3.

Государство служит механизмом реализации интересов политического сообщества, опираясь на специальные органы: армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы государства во главе с правителем (монархом) являются носителями суверенитета.

Таким образом, органы государственной власти выделяются из общества и противопоставляются ему.

Оценивая оба рассмотренных подхода, можно отметить следующее. В первом случае сущность государства понимается широко — как объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы.

Во втором случае государство понимается в узком смысле — только как система институтов публичной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. На основе широкого и узкого понимания государства в его сущности выделялась либо его способность выражать общезначимые интересы большинства общества (общесоциальная сущность), либо классовая сущность государства — его способность осуществлять интересы экономически господствующего класса. В определениях современных авторов два этих подхода объединяются.

В связи с этим государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, наделенной суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Сущность государства может выражаться в осуществлении интересов либо большинства, либо отдельных социальных групп.

Правоведение // Мухаев Р.Т. - 2013

Зиннуров Ф.К.:

Возникновение государства означало появление организации особого рода, способной поддерживать данный способ производст­ва и воспроизводства самой жизни на земле, согласовывать проти­воречивые интересы различных слоев населения, придать им все­общую форму и стремиться обеспечивать их повсюду, выступая от имени того или иного общества в целом. Этот процесс закономерно сопровождался: во-первых, разделением населения по территориаль­ным единицам в зависимости от места жительства взамен прежних родов (фратрии, филы и др.); во-вторых, учреждением особой, не совпадающей непосредственно с населением публичной власти, материализованной (воплощенной, сосредоточенной) в специаль­ном механизме, распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц; в-третъих, введением требуемых для содержания этой власти и выполнения «общих дел» налогов, зай­мов, векселей и других подобных источников дохода. B этих трех моментах наиболее отчетливо выражены специфические черты го­сударства.

Принципиально важно и то, что государство, являясь как бы политической оболочкой, официальным представителем и легитим­ной базой любого классово-организованного общества в целом, представляет собой универсальную организацию, действует суве­ренно, наряду со специфическими задачами выполняет те самые «общие дела» (например, поддержание согласия и равновесия в данном сообществе, нахождение приемлемого компромисса, реги­страция рождения, брака и смерти, ведение статистики), которые вытекают из природы всякого человеческого общества на всех эта­пах его исторического развития.

Отмеченные выше свойства государства так или иначе оттеня­ются многими современными авторами, хотя их дефиниции порою внешне отличаются друг от друга. Синтезируя их, можно заклю­чить, что государство — это универсальная территориальная поли­тическая организация, в которой материализуется особая публичная и суверенная власть наиболее могущественных слоев населения, используемая как для согласования и защиты их интересов, так и для выполнения общих дел, вытекающих из природы всякого чело­веческого сообщества.

B истории земной цивилизации существовали и продолжают функционировать разные государства. Их можно классифицировать по различным основаниям — по величине территории, по числен­ности населения, по его этническому составу, по форме правления и т.д. Соответственно возможно выделение великих (больших), средних и малых, мононациональных и многонациональных, уни­тарных, федеративных и конфедеративных, монархических и рес­публиканских, демократических и недемократических, развитых и слаборазвитых, древних, средневековых и современных и тому по­добных государств.

Но такие группировки означают выделение государств по ка­кой-либо одной их характеристике. Хотя они и имеют определен­ное значение, тем не менее нельзя смешивать их с типологией го­сударств, осуществляемой по совокупности коренных признаков общественно-экономических формаций, характерных для истории человечества. Исторический тип государства олицетворяет разные государства, относящиеся к одной общественно-экономической форма­ции — рабовладельческой, феодальной, капиталистической и т.д.

По общему правилу государство являет собой политическую ор­ганизацию наиболее могущественных слоев населения, овладевших ведущими экономическими, социальными, политическими и ду­ховными рычагами в данной общественно-экономической форма­ции и благодаря этому занимающих доминирующее положение в обществе на том или ином этапе его исторического развития. Од­нако в виде исключения в общественном развитии встречаются пе­риоды, когда различные социальные группы находятся в таком рав­новесии сил, при котором публичная (государственная) власть на время получает известную самостоятельность по отношению к раз­личным социальным группам, опирается на коалиционные силы. В такие переходные периоды истории государство нуждается в особой характеристике с учетом относительной самостоятельности по от­ношению к обществу, его экономической и политической системе, социальной структуре и духовным ценностям.

Типичными признаками государства следует признать: территори­альность, универсальность, публичную власть, суверенитет, взима­ние налогов и других обязательных сборов (платежей). Рассмотрим каждый из этих признаков в отдельности.

Правоведение // Зиннуров Ф.К. - 2012

Кушнир И.В.:

Государство - особая политико-публичная организация общества, обладающая своей территорией, суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения государственной казной, устанавливающая общеобязательные правила поведения (право)

Для того чтобы более глубоко понять, что собой представляет государственно-организованное общество, необходимо рассмотреть сущность государства.

Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие. В чем состоит сущность государства? Есть несколько подходов в исследовании этого вопроса.

Классовый подход (классовая сущность) состоит в том, что государство рассматривается как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств;

Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих, общесоциальных начал (общесоциальная сущность). Любое государство призвано решать общие дела в интересах всего общества, это прежде всего - гражданские и политические права, социальные гарантии для различных слоев населения, расширены материальные стимулы, соединение идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества. Государственный механизм из орудия преимущественно подавления превращается в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия и поиска компромиссов.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных западных государствах.

Правоведение // Кушнир И.В. - 2011

Афонина А.В.:

Государство – политическая организация общества, действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества. Государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества и осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества.

Правоведение // Афонина А.В. - 2010

Кушнир И.В.:

Государство – организация власти, необходимая для обеспечения существования и жизнедеятельности общества, обладающая следующими признаками государства:

  1. суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства в международных отношениях;
  2. территория – пространство, ограниченное государственной границей и имеющее, как правило, административно-территориальное деление;
  3. население, обладающее гражданством (подданством);
  4. аппарат государственного принуждения (армия, полиция и т. п.);
  5. принятые властью и действующие на всей территории общеобязательные правила поведения (законы и т. п.);
  6. валюта государства;
  7. государственная символика (столица, герб, гимн, флаг и т. п.);
  8. налоги, необходимые для осуществления функций государства.
Правоведение // Кушнир И.В. - 2010

Мардалиев Р.Т.:

Государство — это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления ее функций.

Правоведение // Мардалиев Р.Т. - 2010

Кашанина Т.В.:

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом значении изучается разными науками: социологией, политической (социальной) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.

Государство — это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

Государство — это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Социальное назначение государства

Государство как социальное явление существует уже не одно тысячелетие. За это время оно показало себя как эффективное средство организации жизни людей. Чем обусловлены его эффективность и долговечность? В чем состоит его социальное назначение

1. Государство решает общие дела, управляет людьми, проживающими на его территории. Несмотря на то что по своим интересам люди порой отличаются друг от друга, все они хотят, чтобы их жизнь была стабильной, безопасной, комфортной. Государство должно выявить общие интересы своих граждан, приложив максимум усилий для их реализации. Иными словами, задачами государства являются сохранение существующего общественного порядка, а также организация или контроль за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для развития общества в целом (оборона, судопроизводство, использование природных ресурсов, обеспечение продуктами питания, здравоохранение и т. п.). Однако общество неоднородно. В нем, как правило, выделяется экономически сильная и поэтому обладающая гегемонией группа, поэтому государство прежде всего выражает ее интересы. Организация жизни общества строится на основе интересов этой группы. Но существует и масса общих для всех проблем, решаемых государством. С развитием общества их количество все увеличивается: мир становится более населенным, и люди оказываются все теснее взаимосвязанными. Так, если в Древнем мире к числу таковых относились оборона страны, захват чужих территорий, ирригация, борьба с эпидемиями, то в Средние века государство берет на себя и строительство дорог, и культовых учреждений, и отправление религиозных обрядов. Появляется почта, зарождается благотворительная деятельность. В современном мире управленческая роль государства значительно расширилась и в сферу его интересов входят организация транспорта, связи, информационное обслуживание, развитие космонавтики, социальная защита, поддержка науки, культуры, образования, охрана окружающей среды и т. д. Пожалуй, в развитых странах государство сегодня в большей мере выражает интересы всего общества, нежели классовые. Словом, государство из силы, стоящей над обществом, превращается в слугу общества.

2. Государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных и др.). Политическая элита превращается в примирителя социальных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность лобового столкновения социальных групп. Посредническая деятельность также не является нейтральной, а направлена на защиту интересов господствующих слоев общества. Но под давлением масс правящая элита, однако, вынуждена заставлять и господствующие группы идти на уступки, умерять свои социальные аппетиты, вследствие чего они могут обвинить ее в «предательстве».

Постепенно развитие экономики приводит к тому, что все большее число людей становятся собственниками и слой экономически и политически господствующей социальной группы, т. е. тех, кто оказывает наибольшее давление на государственную власть, расширяется. Речь уже идет о появлении так называемого среднего класса, выразителем интересов которого затем и становится государство.

Разрушительный характер для страны носят и конфликты между различными частями самих правящих групп, например между банкирами и предпринимателями. Здесь чаще применяются такие методы разрешения споров, как убеждение, разъяснение, метод аргументов, отсрочек в принятии решений, поскольку в этой ситуации главное — восстановить единство пра- вящих групп. Применением открытого принуждения к одной из сторон добиться этого крайне сложно.

На государственную власть возлагается и обязанность урегулирования внешних конфликтов. Для этой цели требуются умелая организация обороны государства и осуществление дипломатических отношений. Однако элита должна не забывать о внутренней жизни государства и не добиваться победы любой ценой, в противном случае она может быть свергнута, как это было, например, с царем Николаем II. Но и уступки другим государствам также могут стать причиной потери ее престижа и обвинений в «предательстве национальных интересов».

И наконец, отличающиеся интересы постоянно приводят к конфликтам между отдельными гражданами, организациями, государственными органами. Обязанность их разрешения возлагается в основном на судебные органы.

3. Государство применяет легализованное и легитимное насилие. Легализованность означает соответствие мер принуждения закону. Принуждение может выражаться в уголовном наказании, наложении административных, имущественных и других санкций, разгоне демонстраций, запрете политических объединений и т. п. Право выступает способом, средством легализации принуждения. Легитимность насилия — социологическая категория, означающая степень поддержки применяемых мер населением. Легитимность насилия прямо зависит и от легитимности власти, т. е. признания ее народом законной и обоснованной. И если власть находит поддержку у населения, это означает, что население доверяет ей и применение мер принуждения. Легализованное и легитимное насилие осуществляется, таким образом, от имени всего общества к тем лицам, которые нарушают правила поведения, установленные законодательством. Легитимность государственного принуждения может быть подтверждена данными общественного мнения, репрезентативных опросов, плебисцитов, голосований, общегосударственных и местных опросов. Для политической элиты принципиально важно установить, насколько государственное принуждение соответствует интересам общества (причем не только его большинства, но и меньшинства). Следует иметь в виду, что оценка легитимности государственного принуждения требует особой осторожности и тщательного анализа, поскольку не исключены и профессиональные подтасовки. Универсальным же критерием определения легитимности государственного принуждения может считаться соответствие его общечеловеческим ценностям.

Государственное принуждение считается мощным средством воздействия на население со стороны правящей элиты. Но оно все же не является всесильным. Известно высказывание Талей- рана, государственного деятеля Франции, что штыки годятся для всего, но сидеть на них нельзя. Следовательно, таким острым оружием, каким является государственное принуждение, пусть даже и легализованное, надо пользоваться очень экономно и осторожно.

Российское право // Кашанина Т.В. - 2009

Баранов П.П.:

Раскрыть сущность государства — значит уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без него. Большинство исследователей считают, что государство есть политическая организация власти. Исходя из этого, можно дать определение государства: государство — это единственно возможная, всеобщая, универсальная политическая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечивающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Правоведение // Баранов П.П. - 2007

Мухаев Р.Т.:

Проблема определения сущности государства, т.е. выявление устойчивой совокупности внутренних черт, свойств, отражающих цели, природу и назначение государства в обществе, до сих пор остается в юридической науке дискуссионной. Можно выделить два подхода в понимании сущности государства.

Первый подход — общесоциальный, коммуникативный — связан с именем древнегреческого философа Аристотеля. Государство воспринималось им как политическое общение, как ассоциация граждан, возникшая для того, чтобы служить «общему благу». «Цель человеческого общежития, — замечал Аристотель, — состоит не просто в том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо». Фактором, который объединяет людей свободных и равных в союз граждан, является власть. В дальнейшем понимание государства как единого политического сообщества активно развивается в европейской мысли. Так, римский оратор и мыслитель Цицерон (106—43 до н.э.) рассматривал государство как соединение в единое целое (гражданскую общину) всех составляющих ее граждан. Данная традиция тянется через Средневековье до немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он заметил, что «государство — это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой», это «объединение людей под эгидой правовых законов». Следовательно, государство в данном подходе тождественно обществу и не связывалось с властными институтами и должностными лицами, пребывающими вне этого сообщества.

Второй подход — институциональный. Основоположником данного подхода был французский юрист Ж. Бодэн (1529-96). Он трактовал государство как особую организацию верховной политической власти, обладающую суверенитетом. Суверенитет государства выражается в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы. В этой связи Ж. Бодэн рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть, верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и составляет цель государственного устройства». Государство выступает как механизм реализации интересов политического сообщества, опираясь на специальные органы: армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы государства во главе с правителем (монархом) являются носителем суверенитета. Таким образом, органы государственной власти выделяются из общества и противопоставляются ему.

Оценивая оба вышеизложенных подхода, можно отметить следующее. В первом случае сущность государства понимается широко — как объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы. Во втором случае государство понимается в узком смысле — только как система институтов публичной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. На основе широкого и узкого пониманий государства в его сущности выделялась либо его общесоциальная сущность — способность выражать общезначимые интересы большинства общества, либо классовая сущность государства — его способность осуществлять интересы экономически господствующего класса. Следовательно, сущность государства может выражаться либо в осуществлении интересов большинства, либо отдельных социальных групп. В определениях современных авторов два этих подхода объединяются.

Кроме того, для последующего анализа государство можно определить как особую форму организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Правовые основы Российского государства // Мухаев Р.Т. - 2005

Мальцев Г.В.:

Государство — очень сложное и многоаспектное социальное образование. Оно может быть рассмотрено и как географическое, и как социальное явление. В географическом смысле государство представляет собой страну, занимающую определенную территорию, и населенную ее гражданами. В социальном смысле государство выступает в качестве организации, создаваемой людьми и осуществляющей определенную деятельность в сфере общественных отношений. Как социальная организация государство может быть рассмотрено в трех аспектах: 1) как порождение всего общества и его органическая часть; 2) как орудие определенного класса, слоя населения или клана (семьи); 3) как самостоятельная организация, наделенная определенными правами и обязанностями.

При исследовании государства как организации, созданной обществом и являющейся ею внутренней, неотъемлемой частью, акцент делается на его способность решать общие задачи всего населения для достижения общего блага. Таким образом, государство является лишь способом самоорганизации общества и саморегулирования его процессов. В качестве примера можно привести древнегреческие города—государства (полисы), свободное население которых на общих городских собраниях решало основные вопросы жизни и деятельности полиса, формировало органы государства, определяло их основные задачи и контролировало их деятельность. Данное государство по своим внешним признакам было близко к органам управления родом, племенем в условиях первобытно-общинного строя.

Понимание государства как орудия определенного класса, слоя населения или клана (семьи) сложилось в период феодализма и начала капитализма, когда государственная власть принадлежала монарху и его окружению, верхушке богатых феодалов либо людей, обладающих капиталом и располагающих экономической властью в обществе. Такое государство являлось органом подавления и угнетения других классов и слоев общества, источником социальных конфликтов, противостояния и даже кровавой борьбы, поскольку его органы формировались в основном из представителей господствующего класса, слоя и действовали в его интересах.

В последнее время ученые все больше склоняются к пониманию государства как самостоятельной социальной организации, создаваемой и действующей на основании и во исполнение права как основного регулятора жизни общества.

Такое понимание соответствует современным цивилизованным демократическим государствам, основные властные органы которых формируются и действуют в соответствии с существующим законодательством, которое определяет их полномочия, права и обязанности по отношению к гражданам. При этом в пределах своих полномочий государственные органы принимают решения самостоятельно и несут за них юридическую ответственность.

Несмотря на значительные отличия сторонники всех названных точек зрения признают, что государство является социальной организацией, создаваемой обществом и предназначенной для регулирования возникающих в нем процессов.

Следует отметить, что кроме государства, в обществе существуют и другие социальные образования, деятельность которых также направлена на регулирование общественных отношений. К ним относятся политические партии, различные общественные, самодеятельные, творческие организации, союзы, движения. Однако государство по своей сущности принципиально отличается от них. Сущность его заключается в том, что государство представляет собой организацию политической и публичной власти в обществе.

Как известно, сферой политической жизни являются отношения между классами, слоями населения, нациями, религиями, центром и регионами, государством и обществом, между государствами в международных отношениях. Государство прежде всего решает эти политические вопросы, чего другие социальные организации делать не вправе.

Находясь в сфере политических отношений, государство выступает от имени всего общества и должно действовать в его интересах. Первоначально, как уже отмечалось выше, государство являлось организацией господствующего класса, слоя, клана, и его политика отвечала их интересам. Политические права и интересы других слоев и классов общества во многом ограничивались. В некоторых государствах такая политическая направленность в деятельности государства сохранилась и до настоящего времени. Например, на Кубе, в Северной Корее, Ираке государство является орудием одной партии, а точнее — ее руководящих органов, т. е. ограниченной группы людей.

Решая политические вопросы, являющиеся главными в обществе, государство тем самым влияет на весь ход общественной жизни страны. К примеру, законодательно закрепив равенство наций и религий, государство тем самым обеспечивает равенство граждан независимо от их национальной принадлежности и вероисповедания. В этом заключается сущность государства и его основная отличительная черта от всех других социальных организаций, действующих в обществе.

*

В теории государства и права под государством понимается политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного аппарата управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство — эта организация политической власти в гражданском обществе, осуществляемой сформированными надлежащим образом органами, выборными и назначенными должностными лицами, которые действуют в рамках официально установленных полномочий. Назначение государства — вести «общие дела» гражданского общества, представлять и организовывать его политически, обеспечивать мир и безопасность граждан, руководить социальными процессами, управлять отдельными сферами жизни с учетом реального потенциала общественного самоуправления. Каждое государство обладает совокупностью признаков. К ним, в частности, относятся: территориальная организация населения; публичная (государственная) власть; государственный суверенитет; взимание налогов. Представляется необходимым более подробно остановиться на признаках государства.

Государство — это самая широкая, всеобъемлющая политическая организация, которая представляет всех членов гражданского общества, а не какую-либо их часть; по своей политической природе всякое государство универсально, общенародно; отношение государства к каждому члену общества юридически оформляется институтом гражданства (подданства), что неравнозначно членству или участию в любых иных политических организациях.

В силу своей универсальности государство есть единственная в обществе суверенная политическая организация; государственная власть независима, верховна по отношению ко всякой политически организованной власти (местного самоуправления, партий и т.п.). Государству принадлежит монопольное право принимать законы и таким образом формировать законодательство, правовую систему, которые представляют собой юридическую базу гражданского общества; посредством закона и принципа верховенства права и закона государство определяет границы поведения всех других политических организаций и политическую систему в целом. Государству принадлежит монополия на легитимное применение некоторых видов физического принуждения к лицам (задержание, арест, лишение свободы и т.п.) в строгих формах судебного и административного производства при соблюдении конституционных и законных гарантий прав личности. Только государство вправе иметь армию и иные войсковые формирования, содержать тюрьмы и другие уголовно-исправительные учреждения, осуществлять узаконенную репрессию, применять вооруженную силу. Государство — это единственная политическая организация, имеющая право на законных основаниях требовать от всех граждан периодических платежей (налогов) из их имущества и доходов на государственные и общественные нужды.

Правоведение // Мальцев Г.В. - 2003

Бошно С.В.:

Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории права и государства. Познать природу государства - значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон, форм бытия как самостоятельный институт. Раскрытие сущности государства предполагает анализ государства как политической организации зрелого, сформировавшегося классового общества.

Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя общественные отношения за пределами политического государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные, семейные и другие союзы и организации. Именно гражданское общество составляет реальную основу государства.

Таким образом, государство и гражданское общество представляет единство формы и содержания, в котором форма представлена политическим государством, а содержание - гражданским обществом. Не менее важная характеристика государства состоит в том, что оно представляет собой структурную организацию. Это находит свое выражение в наличии у него специального аппарата в лице людей, обладающих публично-властными полномочиями и профессионально занимающихся выполнением функций управления и руководства, охраной экономического, социального и политического строя общества, в том числе путем принуждения. Именно эта характеристика государства как организации публичной власти делает государство особой политической организацией. Государство - не единственное орудие осуществления политической власти. Наряду с ним имеются и другие достаточно эффективные средства реализации этой власти, которые носят негосударственный характер. Среди них - политические движения и партии, профсоюзы, трудовые коллективы и т.д. От них государство отличается четко структурированной системой специальных государственных органов, осуществляющих его многочисленные внутренние и внешние функции.

Еще одной принципиальной характеристикой государства выступает его существование в качестве территориальной организации. Имеется в виду разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Если негосударственные организации в состоянии объединять людей по мировоззрению, политическим устремлениям, роду занятий и т.д., то специфическая черта государственной организации состоит в объединении населения определенной территории с последующим разделением последней на административно-территориальные единицы. Другими словами, эта черта заключается в строгом ограничении государством своей территории. На эту территорию распространяется власть, правовые нормы государства, т.е. его юрисдикция.

Правоведение // Бошно С.В. - 2002