Юридическая доктрина

Корнакова С.В.:

Правовая доктрина – это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых.

В древнем Риме наиболее выдающимся юристам предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. Формулы крупных юристов становились составной частью нормативно-правовых актов. Примером может служить Кодекс Юстиниана (6 в. н. э.), в который вошли многие положения римских юристов – Ульпиана, Гая, Павла и др., составив целый раздел кодекса – дигесты, наряду с институциями самого императора Юстиниана. В английских судах трактаты известных юристов (Брактон, Гленвиль) были источниками права, на которые широко ссылались.

Юридическая доктрина сыграла большую роль в становлении романогерманской правовой системы, вплоть до ХIХ в. в Европе общепризнанные сборники римских юристов использовались в качестве непосредственного источника права.

Несмотря на то что в настоящее время доктрина не является источником права в романо-германской правовой системе (в том числе и в России), не следует полагать, что этот источник права ушел в небытие. Так, продолжает выступать в качестве формы права мусульманско-правовая доктрина, что подтверждается законодательством арабских стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья применяет «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы». Также в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения, хотя источниками права они уже не признаются. Эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования убеждения судьи, часть мотивации приговора или решения суда.

В Российской Федерации, как уже отмечалось, юридическая доктрина источником не выступает, но имеет большое значение для развития правовой практики, совершенствования законодательства, правильного толкования закона.

Правоведение // Корнакова С.В., Чигрина Е.В. - 2017

Исаков В.Б.:

С древнейших времен известен такой источник права, как правовая доктрина - теории, идеи, суждения о праве, имеющие обязательную силу либо выступающие теоретической основой для подготовки юридических документов. В 426 г. н. э. в Риме приняли закон, который гласил, что суждения известных юристов - Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина - обязательны для судей. Таким образом, судьи стали выносить свои решения не только на основе норм законов, но и со ссылкой на высказывания указанных юристов.

Правовая доктрина в качестве источника права известна и современным правовым системам.

Так, в Великобритании при рассмотрении дела в суде можно сослаться на официально опубликованное мнение ученого-юриста (комментарий к закону, монографию и т.п.).

Гражданский кодекс Швейцарии разрешает в случаях пробела в законодательстве решать рассматриваемый спор, основываясь на положениях работ наиболее известных ученых в сфере гражданского права.

В мусульманских и индусских правовых системах широкое влияние имеет религиозная доктрина. На основе мусульманской доктрины выдающимися мусульманскими учеными-юристами - муджтахидами принимаются фетвы, имеющие общепризнанный авторитет в мусульманском мире.

При этом фетва должна быть основана на принципах шариата. Таким образом, фетва выступает как производный источник права от мусульманской доктрины.

Мусульманское право довольно тесно переплетено с религией, оно основывается на Коране (священной книге ислама, где содержатся высказывания Аллаха, адресованные пророку Магомеду), Сунне (сборнике традиций), киясе (суждении по аналогии) и иджме (едином соглашении мусульманского общества).

В российской правовой системе доктрина официально не признается источником права, однако, аргументируя свою позицию в суде, стороны нередко ссылаются не только на законы, но и на мнение известных ученых. Одновременно доктрина оказывает сильнейшее воздействие на законодателя, прежде всего на его правовое сознание. На этом примере видно, что использование в законодательстве проверенных временем научных доктрин способствует прогрессивному развитию права, его гуманизации и демократизации.

Основы права // Исаков В.Б., Арзамасов Ю.Г., Белькович Р.Ю. - 2017

Некрасов С.И.:

Юридическая доктрина возникла на весьма практической основе – необходимости толкования права в целях наилучшего правоприменения, разрешения юридических споров в отсутствие нормативного акта или подходящего прецедента и т. д. Доктрина во всяком случае оказывает определяющее влияние на сознание правоприменителей (например, судьи, обучаясь на юридическом факультете и восприняв определенные научные трактовки понятий и правовых явлений, опираются на эти знания, вынося решение). В качестве же прямого (формального) источника права юридическая доктрина сегодня используется по разному: в виде комментариев к кодексам, к которым обращаются практики (Швейцария); прямых ссылок на научные трактаты в решениях высших судов (Верховные суды США и Великобритании); обоснование позиций парламента в вопросах конституционной ответственности (вынесение импичмента президенту, например).

Правоведение // Некрасов С.И., Зайцева-Савкович Е.В., Питрюк А.В. - 2016

Бошно С.В.:

Идеи и доктрины при определенных условиях могут приобретать статус формы права, а источником права они являются перманентно. Мнения ведущих ученых-юристов в большинстве правовых систем не образуют право в собственном смысле слова. Однако в формировании модели правового регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико. Законодатель часто учитывает те тенденции, которые фиксировались в доктрине. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Роль доктрины в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов чрезвычайно велика.

В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринимается как непосредственный источник права. Так, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских ученых. Мусульманское право вообще основано на принципе авторитета. В связи с этим заключения древних юристов, знатоков ислама, имеют официальное юридическое значение. Обширные своды правил общеобязательного поведения, почерпнутых из трудов видных юристов, известны индусскому праву.

Правоведение // Бошно С.В. - 2002