Религиозно-традиционная правовая семья

Некрасов С.И.:

Религиозно-традиционная правовая семья объединяет правовые системы, в основе которых лежат иные (в отличие от правовых) социальные нормы – традиции или нормы религии. К ним относят мусульманское, индусское, иудейское, каноническое право и обычное (традиционное) право стран Африки. Источниками права здесь выступают священные тексты, акты религиозных организаций или неписанные традиции в случае обычного права.

Иногда в качестве религиозной семьи рассматривают только мусульманские правовые системы, и тому есть причина. Ислам представляет собой всеохватное вероучение, специфика которого не позволяет с легкостью отделить чисто религиозную догматику от «светских» положений юридического характера. Имплицитно ислам должен содержаться в любом движении человека в отдельности и общины в целом. В том числе, разумеется, и в законах, и в деятельности государственных структур. При этом ограничиться присутствием «духа» ислама в правовой системе (как дань историческим корням) не достаточно, так как этот «дух» неразрывно связан с практической регламентацией поведения верующего. В связи с чем, религиозные мусульманские тексты (Коран, Сунна ) допустимо использовать в качестве формального источника права. Каким образом архаичные тексты применяются к современным общественным отношениям? Ответ на этот вопрос одинаков и для англосаксонской правовой семьи, и для мусульманской – толкование. Согласное мнение наиболее авторитетных мусульманских правоведов (иджма ) и суждение по аналогии (кияс ) являются третьим и четвертым важнейшим источником для разрешения правовых вопросов и судебных дел. Исламскому судопроизводству сегодня могут подлежать все подданные (Саудовская Аравия) или только мусульмане и лица, согласившиеся на такой суд (большинство мусульманских государств). Исламское право не кодифицировано, не делится на публичное и частное. Основная черта: неразделимость религиозного и юридического начал. Справедливость мусульманского права достигается максимальным учетом интересов общины в конкретном деле путем сочетания стабильных религиозных принципов с адаптированными местными традициями и современными правовыми нормами.

Правоведение // Некрасов С.И., Зайцева-Савкович Е.В., Питрюк А.В. - 2016

Зиннуров Ф.К.:

Группа религиозно-традиционныіх правовых систем. Она основы­вается либо на тесном переплетении правовых и религиозных норм, либо на общинных традициях, освещенных религией. B первом случае речь идет главным образом о мусульманском, индусском или иудейском праве как системе норм, выраженных прежде всего в религиозной форме и действующих в странах, где господствуют му­сульманская, индусская или иудейская религия, во втором — о странах Дальнего Bостокa, Африки и Мадагаскара, где общинные традиции имеют приоритет перед законодательством и судебным или административным прецедентом.

Правоведение // Зиннуров Ф.К. - 2012

Мазуров А.В.:

Правовые системы многих стран Азии и Африки отличаются от романо-германской и англо-американской правовых семей, поскольку ни законы, ни судебные прецеденты не являются в них основными источниками права. Более того, в большинстве стран Африки основным источником права, особенно в далеких от столиц селениях, признаются местные обычаи. В других странах право рассматривается как часть религии (мусульманское право, индусское право). Конечно, со временем эти страны все больше заимствуют идеи других правовых семей, но в значительной степени остаются традиционными.

Правоведение // Мазуров А.В. - 2003

Бошно С.В.:

Особенностью религиозно-общинной правовой системы является то, что в ней юридические элементы не получили обособленного функционирования. Они характеризуются связанностью с религиозными и обычно-общинными нормами. Примерами такого типа системы являются мусульманская, индусская и др.

Правоведение // Бошно С.В. - 2002