Теории происхождения государства

Малько А.В.:

Основные теории происхождения государства – теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная – выступают наиболее распространенными учениями о конкретных доминирующих способах и процессе появления такого социального института, как государство, включают в себя системы взглядов, аргументирующие в качестве главной ту или иную причину возникновения государственности.

Основы государства и права // Малько А.В. - 2015

Фомина О.И.:

Причины происхождения государства являются дискуссионными на протяжении многих веков.

Исторически первой была божествен­ная (теологическая) теория происхождения государства. Появление любого отдельного государства объяснялось волей богов. Так вос­принимались причины появления ранних государств: Шумера, Ва­вилона, Египта и других. Впоследствии эти идеи были обоснова­ны и развиты в период развития средневекового христианства, чем обеспечивались претензии церковных иерархов на светскую власть.

Не менее древней считается патриархальная теория происхождения государства. Она получила обоснование еще в трудах Аристотеля. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколе­ние семьи, глава которой - отец - становится главой государства. Эта теория нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английско­го мыслителя Р. Фильмера. В России ее сторонником был Н. К. Ми­хайловский.

Наиболее теоретически обоснованной и популярной является до­говорная теория происхождения государства, иначе - теория об­щественного договора. Сторонниками этой теории были Дж. Локк и Т. Гоббс в Англии, Ж.-Ж. Руссо во Франции, Б. Спиноза в Голлан­дии, А. Н. Радищев в России. По теории общественного договора го­сударство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого для обеспечения порядка и организации обществен­ной жизни.

В XIX в. наибольшее число сторонников получает теория насилия, согласно которой все государства возникли в результате завоевания и порабощения одного народа другим. Основателем этой теории был австрийский социолог Л. Гумплович.

Появление в XIX в. теории Ч. Дарвина привело к тому, что биоло­гические закономерности эволюции живых организмов пытались рас­пространять и на социальные процессы. Так была сформулирована органическая теория происхождения государства, видными предста­вителями которой явились английский философ Г. Спенсер и француз­ский социолог Р. Вормс.

В XIX в. появляется психологическая теория происхождения госу­дарства, в которой доказывалось, что в людях заложена психологиче­ская потребность жить в рамках организованного сообщества. Осно­ватели этой теории - французский социолог и криминалист Г. Тард, а также русский правовед и социолог Л. И. Петражицкий.

Немецкий социолог К. Витгофель в работе «Восточный деспо­тизм» обосновал так называемую ирригационную теорию происхож­дения государства, обосновавшую образование государства необхо­димостью строительства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях (Месопотамия, Египет, Индия, Китай и т. п.).

Современные политологи и социологи отдельно выделяют демогра­фический фактор, согласно которому процесс возникновения государ­ства рассматривается в зависимости от численности и плотности про­живания населения на конкретной территории.

Социологическая теория права возникла во второй половине XIX в. и, с одной стороны, продолжала развитие идей либерализма, а с дру­гой - обосновывала новые требования к экономике, политике и це- леполагание в общественном развитии. Социологическое направле­ние в теории права связано с такими именами, как Е. Эрлих, Р. Паунд, К. Левеллин. Право рассматривалось как объем конкретных правоот­ношений, которые реализуют компромисс и гармонию социальных интересов. С точки зрения социологического подхода, право - это объединение судебной и административной практик, которые обеспе­чивают необходимый социальный контроль и упорядоченные отноше­ния между людьми. Закону отводится более скромная роль, так как он зависит от реальной деятельности субъектов права и, соответственно, может быть реализован только с их помощью.

Историко-материалистическая теория происхождения государ­ства связана с именами Ф. Энгельса и К. Маркса. В этой теории возник­новение государства связано с исторической необходимостью регули­ровать усложняющиеся общественные связи, которые на протяжении веков формировались в недрах общинно-племенных отношений. Эти отношения, находясь в постоянном развитии, все больше зависели от развития средств производства и появления имущественных излиш­ков, что приводило к расслоению общества и неизбежной борьбе клас­сов. Для реализации господства одного класса над другим требовалось создание государства и права.

Ни одна из перечисленных теорий происхождения государства не может претендовать на истину в последней инстанции. Множе­ственность теорий происхождения государства является естественным следствием различных подходов к пониманию сущности государства, но это не мешает выделять его отличительные черты, которые призна­ются всеми исследователями. На современном этапе перед Российской Федерацией стоит задача построения правового государства, которое основано на верховенстве закона, равенстве всех перед законом, кон­троле гражданского общества перед государством.

Правоведение // Фомина О.И., Старова Е.А. - 2015

Мухаев Р.Т.:

Стремление понять природу государства, его место и роль в жизни человека заставляло ученых искать причины и условия его возникновения. Выявление истоков государственности, особенностей ее формирования у различных народов во многом позволяет понять причины различий в функционировании современных государств. Однако единство мнений по проблемам возникновения государства отсутствует. Существует несколько теорий происхождения государства.

Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Так, в законах древневавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 до н.э.) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»».

Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. В послании, например, апостола Павла римлянам говорится: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Патриархальная концепция трактует государство как большую семью, где отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Согласно этой теории государство возникает в результате соединения родов в племена, племен в общности, в затем в государства. Монарх должен заботиться о своих подданных, а те должны повиноваться правителю. Государство, по мнению одного из основателей патриархальной теории — китайского философа Конфуция (551—479 до н.э.), должно опираться не на безликий и всеохватывающий закон, не на произвол тирана, а на мудрость добродетельного правителя и его талантливых и достойных помощников.

В XVII—XVIII вв. появляется договорная теория происхождения государства, согласно которой государство понималось как общественный договор, на основании которого люди в целях надежного обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности соглашаются создать государство. Французский мыслитель Д. Дидро (1713—1784) заметил:

Люди быстро догадались, что если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей.

Марксистская теория (XIX в.) объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы, который был следствием разделения труда и появления частной собственности. Экономически господствующий класс создает государство для подчинения себе неимущих. В.И. Ленин (1870—1924) подчеркивал:

Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов.

По мнению сторонников теории насилия, государство — результат прямого политического действия — внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Один из авторов теории насилия — австрийский правовед Л. Гумплович (1838—1909) отмечал: История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникло не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе.

Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения.

Как результат психологических взаимодействий людей, как совершенную форму эмоционального общения, обеспечивающую человеку приспосабливание к изменениям среды обитания, рассматривали государство сторонники психологической теории. Один из основоположников психологической теории — русский юрист Л.И. Петражицкий (1867—1931) полагал, что государство является закономерным итогом психологической потребности человека в общении.

Психологическая теория происхождения государства обращает внимание на значение биологических и психологических особенностей человека.

В значительно большей мере роль биологических факторов учитывают авторы расовой теории происхождения государства. Одним из основателей расово-антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Артур де Гобино (1816—1882). Согласно его теории в мире существуют «высшие» расы, которым предназначено господствовать, и «низшие» расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у «высших».

В период своего создания расовая теория обосновывала правомерность колониальных захватов развитыми странами отсталых народов Азии, Африки, Латинской Америки. Затем она стала теоретической основой построения расового государства в Германии в 1930-е годы, в Южно-Африканской Республике. Сущность расового государства — арийского — выразил один из его создателей — Адольф Гитлер (1889—1945): Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой.

В рассмотренных теориях отмечается один из аспектов социальной сущности государства: государство служит либо интересам общества и личности, либо средством подавления имущими классами неимущих и «низших». На определенных этапах исторического развития преобладала классовая природа государства, однако определяющим всегда было его общесоциальное значение. Если партии, движения выражают групповые потребности, то государство должно представлять всеобщий интерес. Государство является важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных целей.

Правоведение // Мухаев Р.Т. - 2013

Зиннуров Ф.К.:

Известно множество доктрин, объясняющих происхождение госу­дарства. Теологическая концепция (Фома Аквинский, Ж. Маритен) исходит из божественных начал, патриархальная (Аристотель, H. K. Михайловский) — из разрастания отцовской власти, органиче­ская школа (Платон, Г. Спенсер) — из эволюции человеческого организма, психологическая (Г. Тард, Л.И. Петражицкий) — из людской психики, естественно-правовая (Г. Гроций, A.H. Радищев) — из общественного договора, а теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский) — из факта завоевания чужих территорий.

Существуют многочисленные подходы и к трактовке самого по­нятия государства. Сторонники теории элит (В. Парето, Г. Моски и др.) видят в государстве организацию власти верхушки общества — элиты, приверженцы технократической концепции (Д. Белл, Г. Саймон, Т. Веблен и др.) — организацию власти специалистов по управлению, представители теории конвергенции (Р. Арон, Д. Гэлбрейт, П. Сорокин и др.) — результат взаимного обогащения между народами, проповедники плюралистической демократии (М. Дюверже, Г. Ласки и др.) — выразителя всеобщих воли и инте­ресов и т.д.

Согласно марксистским взглядам, решающую роль в происхож­дении государства сыграли раскол общества на противоположные классы и непримиримая борьба между ними, породившие государ­ство как орудие классового подавления и подчинения. Марксист­ский подход к этой проблеме наиболее полно изложен в названной выше работе Ф. Энгельса. Он, однако, тоже страдает изъянами, свя­занными с гипертрофией классового начала в объяснении происхож­дения, сущности и исторического предназначения государства.

И все же можно считать установленным, что государство — продукт самого общества на определенной ступени развития, ре­зультат социального расслоения населения, появления частной соб­ственности и обострения противоречий в общественном организме. Государство нигде не навязывается обществу извне.

Хотя формы происхождения государства у разных народов не­одинаковы, тем не менее оно везде возникло ввиду одних и тех же коренных социально-экономических причин — там, тогда и по­стольку, где, когда и поскольку социальные противоречия стали неразрешимы прежними (родоплеменными) способами.

Правоведение // Зиннуров Ф.К. - 2012

Баранов П.П.:

С тех пор как человечество в ходе исторического развития стало на путь регулирования социальных связей, возник вопрос о том, что представляет собой организованное подобным образом сообщество людей. Взгляды на государство и его происхождение менялись в каждую историческую эпоху в зависимости от интересов и потребностей общества.

Теории происхождения государства отличаются множеством подходов к пониманию государства.

Одной из самых древних является теологическая теория. Суть ее в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана человечеству свыше. Теологическая теория настаивает на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха. Не случайно эта теория была весьма распространена в средние века. Ее ярким представителем в XIII в. был итальянский философ и богослов Фома Аквинский.

Не менее древней считается патриархальная теория происхождения государства. Она получила обоснование еще в трудах Аристотеля. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой становится главой государства. Отличие патриархальной теории от теологической в том, что она видела истоки власти монарха не столько в божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха.

Наиболее теоретически обоснованной и популярной является договорная теория происхождения государства. Сторонниками этой теории были Дж. Локк и Т. Гоббс в Англии, Ж.-Ж. Руссо во Франции. Согласно договорной теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни. Получалось, что государство представляло собой сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы и своей власти особым органам управления. Значимость этой теории в том, что в ней процесс возникновения государства впервые ставится в зависимость от проявления воли людей.

В XIX в. наибольшее число сторонников получает теория насилия, согласно которой все государства возникли в результате завоевания и порабощения одного народа другим. Основатель этой теории австрийский социолог Л. Гумплович считал, что государство создавалось для закрепления власти народа-победителя над побежденными.

В XIX в. появляется психологическая теория происхождения государства, которая рассматривала эту проблему в ином аспекте. Основатели этой теории — французский социолог и криминалист Г. Тард и русский правовед и социолог Л. И. Петражицкий. Суть данной теории в том, что в людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, в условиях коллективного взаимодействия. Считалось, что свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и быть зависимым. Таким образом, предполагалось, что возникновение государства есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Ни одна из перечисленных теорий происхождения государства не может претендовать на истину в последней инстанции. Это касается и теории, которая до недавнего времени в официальной науке считалась единственно верной. Имеется в виду историко-материалистическая теория происхождения государства. Она связана с именами Ф. Энгельса и К. Маркса. Согласно данной теории, процесс образования государства есть не что иное, как процесс вхождения в цивилизацию. Главная движущая сила этого процесса — развитие производительных сил. В результате совершенствования орудий труда и способов организации труда происходят крупные общественные разделения труда (земледелие отделяется от скотоводства, ремесло — от земледелия, торговля выделяется в самостоятельную сферу экономики), образуются излишки продуктов труда, что приводит к возникновению частной собственности и имущественному расслоению общества. Вследствие этого возникает необходимость наличия специальных групп людей, основным занятием которых является охрана сложившихся отношений.

Множественность теорий происхождения государства является следствием того, что до сих пор нет однозначного понимания сущности государства.

Правоведение // Баранов П.П. - 2007