Теории права

Корнакова С.В.:

Вопрос о возникновении права на протяжении нескольких столетий волновало не одно поколение ученых умов. Среди исследователей теорий происхождения права не существует единства взглядов относительно возникновения права. Это в первую очередь связано с эпохой или историческим периодом, в котором проживали сторонники определенной теории. Не следует забывать и уровень развития естественных и социальных наук на момент создания конкретной теории. Также необходимо отметить, что, объясняя процесс возникновения права, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, полностью игнорируя другие регионы. Однако, несмотря на плюрализм взглядов и мнений по этому вопросу, на данном этапе исторического развития, можно выделить шесть основных теорий происхождения права. К ним относятся: теологическая, историческая, естественно-правовая, классовая, примирительная и регулятивная теории.

Правоведение // Корнакова С.В., Чигрина Е.В. - 2017

Малько А.В.:

Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и религиозными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права». В силу того что право находится как бы на «перекрестке» удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

Выделяют следующие основные теории правопонимания: естественно-правовую, историческую, нормативистскую, материалистическую, психологическую и социологическую.

Основы государства и права // Малько А.В. - 2015

Зиннуров Ф.К.:

Осмысление природы права имеет многовековую историю. Из­вестны, например, следующие доктрины права:

  • естественно-правовая;
  • историческая;
  • реалистическая;
  • психологическая;
  • нормативистская;
  • социологическая;
  • позитивистская.

Все они существенно отличаются друг от друга. Если для одной из них право есть прежде всего природное, естественное явление (Цицерон, Локк), то для другой — выражение исторически скла­дывающегося духа народа (Савиньи, Пухта), для третьей — защи­щенный государством интерес (Иеринг, Трубецкой), для четвер­той — императивное переживание людей (Петражицкий), для пя­той — внешний регулятор социальной жизни (Штаммлер, Кель- зон), для шестой — система правоотношений, поведения людей (Шершеневич) и т.д. Однако при всех различиях многие из таких доктрин представляли собой какой-либо шаг в познании природы права, и то универсальное отрицание всего «домарксистского и не­марксистского», которое господствовало в отечественной литерату­ре в недавнем, не имело под собой прочного научного основания. В действительности почти каждая доктрина наряду с идеями, оказав­шимися неоправданными, содержит определенные рациональные моменты, которые служат неким вкладом в общее учение о праве.

Правоведение // Зиннуров Ф.К. - 2012

Баранов П.П.:

Разногласия в понимании сущности права начинаются с вопроса: чью волю выражает право? Одним из самых древних считается подход к праву, согласно которому нормы и правила поведения людей есть отражение законов природы и естественного порядка вещей. Такой подход получил название теории естественного права.

Как реакция на естественную теорию возникла историческая школа права, представители которой полагали, что нормы взаимоотношений между людьми возникли не в силу чьего-либо предписания, а, подобно языку, образовались в ходе исторического процесса общественного развития. Задача органов государства — путем анализа и изучения уже существующих правил поведения придать им формальное выражение в нормативных актах.

Можно выделить еще рационалистическую теорию права, согласно которой правила поведения разрабатываются людьми в зависимости от того, какие цели они ставят перед собой. В данном случае у кого больше силы и власти, тот и подгоняет правила поведения под свои цели и интересы.

Можно указать и на психологическую теорию права. Она, как и аналогичная теория происхождения государства, выводит право из психологических установок, из потребности людей жить по определенным правилам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле.

История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права, согласно которой право — это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса.

В современной юридической науке наиболее распространены два противоположных подхода к сущности права: а) социологическая теория; б) нормативистская теория.

Основатель социологической теории права Л. Эрлих (начало XX в.) утверждал, что государство не должно творить законы. Оно должно изучать сложившиеся отношения между людьми, выработанные практикой обыденной жизни, а затем придавать правилам, по которым совершаются эти отношения, общеобязательную силу закона.

Представители нормативистской теории права, напротив, считают, что обстоятельства реальной жизни не должны мешать правотворческому процессу. Австрийский юрист Г. Кельзен считал, что государство есть персонифицированное право.

Каждая из теорий права отражает какую-то грань его сущности. Право — это одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, выраженная в юридических нормах, воплощающихся в системе реально существующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений.

Правоведение // Баранов П.П. - 2007