Теологическая теория права

Корнакова С.В.:

Теологическая теория. Является одной из самых древних теорий происхождения права. Ярким представителем данной теории считается Ф. Аквинский (середина XIII в.). Он утверждал, что процесс возникновения и развития права связан с «творением Божьим».

Суть данной теории заключается в том, что право – есть результат Божественного промысла. Право создано Богом для регулирования жизни людей, и оно даруется человеку через пророка или правителя.

Не следует полагать, что данная теория является пережитком прошлого. Во многих современных государствах, относящихся к мусульманской правовой семье, данная теория является господствующей и основным источником права у них выступают религиозные тексты.

Правоведение // Корнакова С.В., Чигрина Е.В. - 2017

Идрисова Н.Г.:

Теологическая теория происхождения права. В основу этой теории положен тезис о том, что существует высший божественный закон и естественное право, которые составляют основу действующего права. В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом. Законы современного государства освещаются божественной силой и авторитетом.

Правоведение // Идрисова Н.Г. - 2015

Мухаев Р.Т.:

К числу самых ранних можно причислить теологическую теорию происхождения права. Она рассматривает его как Божественный Промысл. По мнению одного из авторов данной теории — средневекового философа-богослова Аврелия Августина, именно Бог, а не человек является «творцом вечного закона», единственным источником моральных норм и оценок. «Когда человек живет по человеку, а не по Богу, — восклицал Августин, — он подобен дьяволу».

В Библии говорится, что Бог дал народу устав и закон и тем испытывал его. Естественно стремление первых правителей представить собственные законы исходящими от Бога для придания им большей силы и авторитета, поскольку нарушение божественных заповедей признается смертным грехом.

Теологическая теория одна из первых связывала право с добром и справедливостью, хотя она обращается не к разуму человека, когда призывает его следовать Божьей воле, воплощенной в правовых нормах, а к вере.

Правоведение // Мухаев Р.Т. - 2013

Бошно С.В.:

Теологическая теория происхождения права. В основу этой теории положен тезис о том, что существует высший божественный закон и естественное право, которые составляют основу действующего права.

В своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом. Вот как об этом, например, говорится в Библии: «Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его». Законы современного государства освещаются божественной силой и авторитетом.

Правоведение // Бошно С.В. - 2002