Теория естественного права

Корнакова С.В.:

Теория естественного права. Зародилась в Древней Греции и Древнем Риме, но основное распространение получила в ХVII–ХVIII вв. Сторонниками данной теории являются такие представители как Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.

Основная идея теории естественного права состоит в том, что право не создается государством, оно возникает само по себе, дается человеку от природы. Согласно данной теории все люди равны в своих естественных правах. Естественное право никем не даруется и никем не может быть отнято. Оно свойственно человеку от рождения. Естественное право основано на справедливости, на нормах морали, связано с представлениями человека о добре, о свободе.

Под естественным правом сторонники теории понимали минимум необходимой свободы, которая нужна человеку для нормальной жизнедеятельности. К естественному праву относится право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность и т. д. Данная теория также не отрицает наличие позитивного права (нормы, которые устанавливаются или санкционируются государством). Однако, согласно данной теории позитивное право, будет лишь тогда признаваться правом, когда оно не противоречит нормам естественного права. Исходя из этого, теория естественного права различает право и закон. Она не сводит право к закону, установленному государством, поскольку последний, может и не соответствовать естественному праву.

Правоведение // Корнакова С.В., Чигрина Е.В. - 2017

Идрисова Н.Г.:

Естественно-правовая теория. Сторонники этой теории убеждены, что, кроме устанавливаемого государством права, существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями существования человека, его жизнедеятельности. В числе таких прав - право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права. Следовательно, утверждала эта теория, естественные права - это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость. Теория естественного права, таким образом, снимала по существу проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаи­мосвязь между возникновением государства и права.

Правоведение // Идрисова Н.Г. - 2015

Малько А.В.:

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII–XVIII веков.

Представители: Гоббс, Локк, Радищев и другие.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, то есть законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое «неписаное» право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляется право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», приобретаются от рождения либо от бога.

Достоинства:

  • это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый более свободный строй;
  • в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми; должны приводиться в соответствие с правом, то есть с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и т. п.;
  • провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым «выбивает» теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.

Слабые стороны:

  • такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) «уменьшает» его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, весьма не просто;
  • такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может быть разным у различных людей.
Основы государства и права // Малько А.В. - 2015

Мухаев Р.Т.:

Сторонники теории естественного права делят его на естественное (негативное) и позитивное. Естественное право представляет собой совокупность вечных, неотчуждаемых прав, данных человеку с рождения. Среди них — право на жизнь, свободу, собственность, равенство и т.п. Они являются отражением законов природы, разума и вечной справедливости. Признается, что право существовало всегда.

В противоположность естественному праву, согласно данной теории, позитивное право было создано государством путем правотворчества.

В XVII—XVIII вв. естественное и позитивное право противопоставлялись друг другу, поскольку право в условиях абсолютной монархии как таковое было привилегией высших сословий — дворянства и духовенства — и не распространялось на остальное население.

Однако в современных развитых странах эти виды права — естественное и позитивное — не противостоят друг другу, поскольку естественные права так же закреплены в конституциях этих государств и гарантированы ими, как и позитивные.

Правоведение // Мухаев Р.Т. - 2013

Афонина А.В.:

теория естественного права (Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Н. Радищев). Сторонники данной теории выделяли два самостоятельных термина: право, которое существует независимо от государства, имеет естественный характер, и закон, который принят государством и искусственно им создан. Так как право дано от природы, оно объединяет в себе все нравственные ценности, фактически олицетворяет собой мораль. Тем самым приверженцы этой теории противопоставляли право естественное праву позитивному, отдавая предпочтение первому

Правоведение // Афонина А.В. - 2010

Бошно С.В.:

Естественное право именуется естественным постольку, поскольку оно вытекает из природы: природы вещей, человека, всеобщего, универсального порядка. Право естественное - результат развития гражданского общества, оно суть естественного порядка вещей. Естественные права существуют как таковые, независимо от того, закреплены они в каких-либо источниках или нет. Эти права являются прирожденными. В некоторой степени они обусловлены экономическими, духовными и иными условиями, но по сути своей они являются прирожденными, отсюда следует их непоколебимость, неизменность, абсолютность. Естественные права возникают независимо от того, выражены ли они в нормах или нет.

Естественные права выступают в виде идей, представлений, они выражаются в морали, нравственности, обычаях и в юридических нормах. Право на жизнь, безопасное существование, свободное передвижение личности - примеры закрепления естественных прав в юридических нормах.

Теория естественного права представляет собой совокупность концепций, основывающихся на следующем определении права: право - это представление о справедливом праве, стоящем над законом и противопоставляемом ему. Естественное право при этом может брать верх над позитивным правом и действующим государственным порядком. Естественное право при этом имеет оценочную функцию по отношению к праву государственному, к закону.

Естественно-правовая традиция несет в себе мысль о единстве, тождестве справедливости и права. Учение о справедливости занимает центральное место в теориях естественного права, древних и современных. Справедливое право действует в противоборстве добра и зла, света и тьмы как активный творец и защитник добра.

Правоведение // Бошно С.В. - 2002