Мусульманское право

Исаков В.Б.:

Семья исламского права. "Ядро" данной правовой семьи внеправовое по своей сути. Оно образовалось благодаря развитию ислама, его влиянию на регулирование общественных отношений.

Термин "исламское право" в мусульманской традиции не используется, существуют понятия "шариат" и "фикх".

Шариат (дословно "правильный путь") - система требований к правоверному мусульманину, затрагивающая вопросы религиозной догматики, исламской этики и внешне выраженного поведения человека. Науку, извлекающую из шариата правила поведения, именуют практическим правоведением, фикхом. Термином "усуль аль-фикх" называют исламскую правовую доктрину, теоретическое правоведение, занимающееся поиском оснований правовых норм.

Усуль аль-фикх сыграл очень важную роль в формирования мусульманского права. Долгое время исламское право существовало именно как правовая доктрина. Государственная власть не считалась источником правовых предписаний. Право развивалось благодаря деятельности исламских богословов-правоведов (факихов). На сегодняшний день сформировалось несколько правовых школ (толков) исламского права.

Исламское право не знает деления на публичное и частное, хотя в целом это разграничение ему не совсем чуждо, учитывая деление субъективных прав на "права Аллаха" и "права людей".

Специфическими исламскими правовыми институтами являются вакф - "собственность Бога", институты отдельных видов преступлений (преступления против Бога, или худуд, преступления против личности, или кисас, и др.).

Религиозные источники исламского права - Коран и Сунна. В узком (формально-юридическом) смысле источниками права являются правовая доктрина, нормативный правовой акт и правовой обычай. Источниками права (как логическими методами извлечения правовых норм) выступают кыяс (суждение по аналогии) и масалих мурсала ("исключенные интересы") - конструкция, "согласно которой основанием введения нормы могут признаваться реальные общие интересы людей, не противоречащие точно установленным Аллахом запретам и дозволениям".

Юридическая техника в странах исламского права имеет ряд особенностей. Они вызваны тем, что доктрина исламского права изначально предпочитала заниматься отдельным вопросами, а не построением единой, стройной системы права. Единство правовой терминологии было невозможно ввиду существования различных правовых школ и отсутствия иерархии между ними. Лишь позже мусульманские правоведы начали вырабатывать общие для правовых толков нормы-принципы.

Современная тенденция усиления нормативного правового акта как источника права также способствует созданию единообразных правил поведения.

Важно заметить, что ни в одном из существующих государств исламское право не является единственно действующей правовой системой, оно везде сочетается с неисламскими правовыми регуляторами. Наибольшую роль исламское право играет в Саудовской Аравии и Иране, меньшую - в Катаре, Омане, Кувейте, Пакистане, странах Северной Африки. В некоторых государствах исламское право имеет локальное значение. Так, в северных областях Нигерии, где проживают народности хауса-фулани, существуют шариатские суды.

Правовые системы многих мусульманских стран испытали влияние романо-германского и общего права (например, в Тунисе и Марокко - исламского и французского права), что привело к сочетанию правовых институтов различных семей. На правовые системы Судана и Ирака оказывало воздействие общее право.

Основы права // Исаков В.Б., Арзамасов Ю.Г., Белькович Р.Ю. - 2017

Мухаев Р.Т.:

Мусульманское право представляет собой систему норм, сложившихся в Арабском халифате в VII—X вв., выраженных в религиозной форме и основанных на исламе. Эта система норм общины верующих зафиксирована в шариате (с араб. шариа — правильный путь, обязательные предписания). Шариат как религиозный закон представляет собой совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда. Он включает в себя:

  • религиозную догматику, т.е. указания, во что мусульманин должен верить;
  • исламскую этику (систему ценностей);
  • практические нормы — культовые, обрядовые предписания, устанавливающие порядок исполнения религиозных обязанностей; нормы, регулирующие все иные стороны поведения мусульман, их светские взаимоотношения.

Шариат основан на идее обязанностей, возложенных Аллахом на человека, а не на правах, которые он может иметь. Цели и ориентиры шариата определяются тесным переплетением религиозно-нравственного и правового начал, направленных главным образом к совести верующего.

Предполагается, что любая мусульманская норма направлена на защиту ценностей религии, жизни, разума, собственности, продолжения рода. Взаимодействие в шариате двух начал проявляется в оценке поступков: за основу берется внутреннее намерение человека, которое рассматривает муфтий (священнослужитель), а внешнее поведение оценивает кади (судья). Гарантией соблюдения норм являются как потусторонние силы, так и правовая ответственность.

В качестве системы социальных норм шариат помогает мусульманам находить ответы на волнующие вопросы. Ведь суть ислама состоит не в слепом подчинении человека, а в том, чтобы научить его правильно оценивать ситуацию и поступать в ней таким образом, как велит ислам.

Правоведение // Мухаев Р.Т. - 2013

Зиннуров Ф.К.:

Мусульманское право — это система норм, выраженных в рели­гиозной форме и основанных на мусульманской религии — исламе.

Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его чело­веку через своего пророка Мухаммеда. Мусульманское право охва­тывает все сферы и уровни социальной жизни, а не только те, ко­торые подлежат правовому (государственному) регулированию. Право Аллаха дано человеку раз и навсегда, но божественные от­крытия нуждаются в разъяснениях и толкованиях.

Ислам — самая молодая из трех мировых религий, но при этом получила очень широкое распространение. Религия устанавливает догмы и уточняет то, во что мусульманин должен верить. Шариат, т.е. предписания верующим, указывает, что они должны делать и чего не должны.

Шариат означает в переводе на русский язык «путь следования» и составляет то, что называется мусульманским правом. Это право указывает, как мусульманин должен вести себя, не различая, обяза­тельств по отношению к себе подобным и по отношению к Богу. Иными словами, шариат основан на идее обязанностей, возложен­ных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Послед­ствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их на­рушает, поэтому мусульманское право не уделяет много внимания санкциям, установленными самими нормами. Оно регулирует от­ношения только между мусульманами.

В исламе государство выполняет роль служителя религии. Ис­лам по своей сущности, как и иудаизм, — это религия закона.

Мусульманское право имеет четыре источника:

  1. Коран — священная книга, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Магомету;
  2. Сунна — сборник традиционных правил, касающихся дейст­вий и высказываний Магомета, воспроизведенных целым рядом посредников;
  3. Иджма — конкретизация положений Корана в изложении крупных ученых-мусульманистов;
  4. Кияс — рассуждение по аналогии о тех явлениях жизни му­сульман, которые не охватываются предыдущими источниками му­сульманского права. Таким суждениям придается законный, обще­ственный характер.

К чертам мусульманского права относятся:

  • архаичность ряда институтов,
  • казуистичность,
  • отсутствие систематизации.

Это право церкви, право общины верующих. Обычаи не входят в мусульманское право и никогда не рассматривались как его ис­точник.

Основное содержание мусульманского права — вытекающие из ислама правила поведения верующих и наказания (обычно религи­озного толка) за невыполнение данных предписаний. С самого на­чала ислам определял не только религиозный ритуал, догматиче­ские и культовые особенности, но социальные институты, формы собственности, особенности права, философии, политического уст­ройства, этики, морали и социальной психологии, хотя духовная сторона стояла все же на первом месте.

Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, кото­рым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:

  • обязательные;
  • рекомендуемые;
  • дозволенные;
  • предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания;
  • запрещенные и подлежащие наказанию.

Основная тенденция шариата — оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказа­ний).

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определя­ют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регу­лируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имуще­ственных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные каз­ни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).

Как конфессиональное право шариат отличается от канониче­ского права в странах Европы в том отношении, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей норма­тивной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки распространившей свое действие на Среднюю Азию и часть Закав­казья, на Северную, частично Bосточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Bосточной Азии.

Однако столь бурное и широкое распространение ислама и ша­риата повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых ин­ститутов. Так, с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое на­правление — шиизм.

Правоведение // Зиннуров Ф.К. - 2012

Афонина А.В.:

3.  Система мусульманского (религиозного) права.

Существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и др.). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Но в ряде стран действует двоякая правовая система, где наряду с действием религиозных принципов применяется кодифицированное право. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано Богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно-правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуются религиозные произведения.

Правоведение // Афонина А.В. - 2010

Мазуров А.В.:

Мусульманское право — это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии — исламе, исходящем из того, что право произошло от Аллаха, который открыл его людям через своего пророка Мухаммеда. Оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые регулируются правом в Европе и Америке.

По мусульманскому праву государство выполняет роль служителя религии. Государство в лице монарха не создает право, поскольку оно создано самим Аллахом, а лишь издает административные акты и осуществляет правосудие.

Мусульманское право регулирует отношения только между мусульманами. Оно основано на идее обязанностей, которые возложены на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их не выполнил, и последующие страдания граешника. Поэтому мусульманское право не уделяет много внимания юридическим санкциям.

Таким образом, мусульманское право характеризуется архаичностью, казуистичностью и слабой систематизацией. Для преодоления содержащихся в нем многочисленных запретов и ограничений используются различные способы. Например, запрет Кораном ростовщичества, выдачи займа под процент обходится путем ограничительного толкования круга лиц, на который он распространяется. Утверждается, что данный запрет распространяется лишь на людей, но не на банки. Запрет на договор страхования между мусульманами обходится путем его заключения между мусульманином и немусульманином и т. п.

Существование многочисленных приемов обхода канонов мусульманского права со всей очевидностью свидетельствует о том, что реальная жизнь гораздо богаче и сложнее, чем она представлена в религиозных текстах. Это несовпадение выявляется тем четче, чем больше прошло времени после их составления. Не случайно во всех странах мусульманского права оно дополнялось и изменялось с помощью законов, договоров, обычаев.

Правоведение // Мазуров А.В. - 2003

Бошно С.В.:

Данная система берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений. Право дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое новое право под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Развитие права осуществляется посредством толкований мусульманских юристов. Закон в современном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Мусульманское право - это единая исламская система социально-культурного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи.

Мусульманское право отличается глубокой оригинальностью по своей природе по сравнению с другими правовыми системами. Ввиду того, что оно сформировалось в глубокой древности, ему присущи как архаизм ряда институтов, казуистичность, так и отсутствие четко выраженного системного строения. Мусульманское право, основанное на Коране, представляет собой систему, совершенно независимую от других правовых систем, не имеющих того же источника.

Существует четыре наиболее важных источника мусульманского права: Коран, священная книга ислама; Сунна, состоящая из различных традиций, связанных с посланцем Бога; иджма, единое соглашение мусульманского общества; кияс или суждение по аналогии. Теория источников в то же время по-разному понимается и объясняется в разных регионах, каждый из которых вносит в нее свои оригинальные элементы обычаев и культуры. Несмотря на наличие многих школ, различия касаются лишь деталей, а не общих принципов. Коран представляет собой основу мусульманского права. Он содержит высказывания Аллаха последнему из его посланцев и пророков Магомету. Его значение как источника права является первостепенным. В то же время Коран содержит сравнительно мало положений юридического характера и не может служить для удовлетворительной регламентации всего многообразия общественных отношений мусульманского мира. Правовые строфы Корана касаются различных вопросов: личный статус, мусульманская аналогия гражданского права, конституционные строфы, международное право, уголовное право, судебная процедура, экономика и финансы.

Сунна в свою очередь повествует о бытии и поведении пророка, которое должно служить примером для верующих. Соответствующая редакция представляет собой сборник традиций (адатов), касающихся действий и высказываний Магомета. Она была предположительно создана в XI в. н.э. Докторами Эль-Бокхари и Мослемом. Сунна - это вторичный источник мусульманского права, который способствовал восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.

Иджма признается в качестве третьего источника мусульманского права. Иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Она выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

Источником мусульманского права также признается суждение по аналогии (кияс). При толковании какого-либо закона мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение, представляющее собой «сочетание откровения с разумом человека». По существу, кияс состоит в применении установленных первыми тремя источниками предписаний к не предусмотренным в них случаям. В то же время аналогия носит ограниченный характер. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно найти решение, исходя из существующих норм права, лишь применительно к данному частному случаю. Нельзя надеяться приспособить при помощи этого метода всю систему мусульманского права к современности.

Обычай и судебная практика в мусульманской правовой семье источниками права не признаются. Доктрина мусульманского права, складывавшаяся веками, очень трудно поддается изменениям. Характерной чертой данной семьи является ее неподвижность. Попытки нововведений встречаются подозрительно, любые оригинальные толкования запрещены.

Несмотря на все сложности, мусульманское право представляет собой одну из крупнейших систем и регулирует общественные отношения с участием более 800 миллионов мусульман в различных государствах. Многие страны мира заявляют в законодательстве о своей верности принципам ислама. Подобные положения включены в законы Марокко, Туниса, Алжира, Ирана, Пакистана и других стран.

Следует отметить, что ни одно из государств, независимо от степени преобладания там мусульманского права, не руководствуется исключительно им. Несмотря на бесспорность его авторитета, оно повсюду дополняется законодательством и обычаями, что позволяет сделать заключение, что мусульманское право не является единственным источником права страны. В этих странах гражданское общество никогда не смешивалось с религиозным, вследствие чего существовали обычаи и законы, опиравшиеся на мусульманское право и иногда ему противоречившие. Мусульманское право особое внимание уделяет семейному праву, регулирует ритуальное и религиозное поведение. В отличие от указанных отраслей права, конституционное, уголовное и фискальное право сильно подвержены новым веяниям и поэтому постепенно отходят от ортодоксального мусульманства.

Модернизация мусульманского права не означает утраты им своих оригинальных черт, а представляет собой синтез западного начала, выраженного в категориях и понятиях, и традиционного, задействованного в методах рассуждения и подхода, по-новому применяющих европейские нормы.

Правоведение // Бошно С.В. - 2002