Источники мусульманского права

Мухаев Р.Т.:

Система источников мусульманского права включает в себя четыре вида источников: Коран, Сунну, иджму и кийяс.

Основной источник мусульманского права — священная книга ислама Коран. Согласно богословской традиции, Коран считается несотворенной божественной речью, переданной людям через пророка Мухаммеда; откровения самого Аллаха, продиктованные Мухаммеду.

Коран был произнесен Мухаммедом в форме проповедей, получивших название «сура» (букв. «ряд», «стена»), содержит 114 глав с проповедями Мухаммеда, которые ему ниспослал Аллах. Из Корана вытекает одно из правил мусульманской юриспруденции: при коллизии двух норм предпочтение отдается той, применение которой сопряжено с меньшими усилиями. Применение права основано на стремлении избежать причинения вреда, связанного с идеей справедливости, которая лежит в основе идеи равенства. Однако содержащихся в Коране юридических положений явно недостаточно для регламентации всех отношений.

Своеобразным итогом толкования Корана авторитетными богословами и юристами в первые десятилетия после смерти Мухаммеда стала Сунна. Она рассказывает о бытии пророка, примеру которого должны следовать правоверные (т.е. мусульмане), и представляет собой сборник адатов, т.е. традиций, касающихся действий и высказываний Мухаммеда. «Мое общество, — гласит один из адатов, — никогда не примет ошибочного решения». Таким образом открывается путь для того, чтобы установить норму, принцип, институт права.

Способом восполнения пробелов и адаптации мусульманского права к жизни служит иджма. Она представляет собой согласованное заключение знатоков ислама об обязанностях правоверных, получивших значение юридической истины. Подобные заключения выводятся из Корана и Сунны, когда в них прямо не указываются ответы на поставленные вопросы.

Еще одним источником мусульманского права является и кийяс — суждения по аналогии. Потребность в них возникает тогда, когда положения Корана, Сунны и иджмы неприменимы к конкретному случаю и требуют использования аналогии. Однако суждения по аналогии достаточно редки, поскольку решение спора чаще всего возможно на основе существующих норм.

Мусульманское право никогда не было единым законом, для него характерны архаичность, казуистический характер норм, отсутствие систематизации. Шариат формалистичен и требует скорее уважения буквы, чем духа закона. Однако шариат, правильно понятый, представляет собой строгую, но гибкую и гуманную нормативную систему, способную отвечать на вызовы времени.

Правоведение // Мухаев Р.Т. - 2013

Мазуров А.В.:

Основной источник мусульманского права — Коран — священная книга, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом. Однако содержащихся в Коране отдельных положений юридического характера явно недостаточно для правового регулирования многих общественных отношений. Поэтому мусульманский судья при осуществлении правосудия опирается непосредственно не на Коран, который он не может толковать, а на книги, написанные авторитетными юристами и учеными-богословами. Коран же — это «руководство для богобоязненных» и предостережение для неверующих, для всех, кто «пытается обмануть Аллаха».

Другой источник мусульманского права — Сунна — является сборником традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, обработанных рядом богословов и юристов. Сунна представляет собой своеобразное толкование Корана. Так же, как и Коран, она не содержит четких нормативных положений, указаний на права и обязанности участников правоотношений.

Еще один источник мусульманского права — иджма — согласованное заключение древних правоведов и знатоков исламской религии об обязанностях правоверных. Иджма выступает своеобразным средством восполнения пробелов в мусульманском праве в случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут однозначно ответить на возникающие вопросы.

Наконец, источником мусульманского права является также кияс — рассуждение в области права по аналогии. Его суть заключается в применении установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права случаям.

Правоведение // Мазуров А.В. - 2003