Японское право

Мухаев Р.Т.:

Японское право развивалось преимущественно путем заимствований, поскольку не смогло сформировать развитой философско-этической традиции.

Первоначально японское право создавалось на основе перенесения ценностей конфуцианской этики, отрицающей идею субъективных прав и акцентирующей внимание на обязанностях. В соответствии с этим японское общество делилось на сословия: самураев (военное сословие), крестьян, ремесленников, торговцев, каждое из которых выполняло в государстве определенные функции. Обязанности каждого сословия уточнялись в юридических сборниках — рицу-ре, включавших в себя репрессивные (рицу) и административные (ре) нормы.

Эти сборники далеки от субъективных прав и основываются на установлении обязанностей. Группы населения были судимы судами равных по сословному принципу. Статус характеризовался привилегиями, которые даровал император.

В периоды военного правления заметно возрастала роль военного сословия (самураев). Военная каста жила согласно собственному обычаю (букэ-хо), составляющему ее личный статус. Отношения вассала и сюзерена рассматривались подобно отношениям сына и отца. В эпоху сёгунов Асикага рицу-ре перестало применяться, а действовало лишь прежнее личное право — букэ. Наряду с этим возник комплекс норм, исходивших из соображений приличия и регулировавших поведение индивидов в отношениях друг с другом, — норм гири. В Японии не было правовых школ, профессиональных судей, адвокатов и нотариусов. Страна была изолирована от внешнего мира.

Начиная с революции Мейдзи (1867), восстановившей императорское правление и создавшей предпосылки развития капитализма, Япония прекращает политику самоизоляции и оказывается под влиянием западного права. Перенимаются структура права, источники, правовые институты. Первоначально страна развивалась под влиянием прусского права, которое использовалось при создании первой Конституции (1889). Затем было использовано и французское гражданское право (кодекс Наполеона) для регуляции имущественных отношений.

После Второй мировой войны усилилось влияние англосаксонского права, и в частности американского. Однако японское общество заметно отличается от общества европейского типа как по структуре, так и по укладу жизни. Применение современного западного права в Японии наталкивается на подданническую ментальность и корпоративизм японцев, довольно равнодушных в силу их истории к идеям свободы и человеческого достоинства.

Так, в сфере публичного права перенесение принципов и институтов представительного правления наталкивается на политический конформизм и необходимость закрепления управленческих функций за правящим классом. Напротив, в сфере частноправовых отношений японцы продолжают видеть в праве аппарат принуждения, использующий государство для навязывания воли правящего класса.

В силу своей абстрактности идея субъективного права пока не стала элементом правовой доктрины современного японского общества, поскольку обезличивает человеческие отношения. С позиций этики, долга и согласия для японца обращение в суд — поступок, достойный порицания, поскольку любой спор можно разрешить полюбовно. Вмешательство судьи является признаком социального неблагополучия. Заимствование идей и институтов западного права в Японии всегда осуществлялось в привычных, понятных населению традиционных формах.

Правоведение // Мухаев Р.Т. - 2013