Африканское право

Мухаев Р.Т.:

Африканское право представляет собой пеструю мозаику обычаев различных племен и общин, члены которых добровольно следуют им в повседневной жизни. Это связано с тем, что повиновение обычаю означает уважение предков, чьи останки слились с почвой, природой, а их дух витает над живыми. Нарушение обычая может повлечь за собой невероятную негативную реакцию духов земли.

Зависимость индивида от силы коллектива (касты, общины, племени) обусловливает корпоративный (коллективистский) характер традиционного обычного права Африки. В связи с этим отрицается идея субъективных прав, а само право понимается как обязанность. Совокупность обычаев одновременно используется для регламентации взаимоотношений внутри племени и между племенами.

По этой причине деление права на отрасли отсутствует, как и их систематизация.

Колонизация Африки европейцами внесла существенные изменения в развитие обычного права. В зависимости от того, колонией какого европейского государства (Франции, Германии, Англии и т.д.) являлась та или иная африканская страна, происходит рецепция либо общего права, либо романского права. Обычное право вытесняется в сферу регулирования частноправовых отношений, а взаимоотношения колоний и метрополий регулировались с помощью законов, кодексов, заимствованных в европейских государствах-метрополиях.

Процесс освобождения от колониальной зависимости актуализировал необходимость создания национальной правовой системы в новых независимых государствах. В основу правовых систем был положен обычай, который после санкционирования государством стал правовым обычаем.

Традиционные моральные ценности, очищенные от некоторых злоупотреблений обыкновениями, составили правовую базу регулирования частноправовых отношений в африканских государствах.

Суды стали применять обычное право, обеспечивая судебную защиту субъективных прав. В результате реформы судопроизводства в большинстве независимых государств преодолены различия между судами современного и обычного права.

В африканских странах проводится значительная работа по созданию нового законодательства. В этой связи часто возникает коллизия закона и обычая, которая в основном разрешается в пользу обычая. Скорее всего, обычаи сохранят интегрирующую роль в общенациональном праве африканских стран, однако в силу раскола африканского общества на множество субкультур будет заметно возрастать роль закона в качестве универсального источника права, обеспечивающего справедливость и гражданское согласие.

Правоведение // Мухаев Р.Т. - 2013