Цивилизационная типология государств

Малько А.В.:

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: Тойнби, Сорокин, Шпенглер, Вебер и другие. В частности, по мнению одного из сторонников данной позиции А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т. п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой «инертное большинство». Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационной типологии:

  1. определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
  2. в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более «заземленная» (географически адресная) типология государств.

Недостатки:

  1. недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
  2. выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы по сути дела (вольно или невольно) дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство – ведь только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества, как более широкого и объемного понятия.
Основы государства и права // Малько А.В. - 2015

Мухаев Р.Т.:

Другая типология государств — цивилизационная, она основана на учете в развитии государства не экономического фактора — формы собственности, а культуры: системы ценностей (коллективизм или индивидуализм, свобода или равенство), мировоззрения, моральных норм, стандартов поведения. Они могут поощрять или блокировать развитие государства.

Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — ступень общественного развития, обусловленная зрелостью материальной и духовной культуры.

В этом случае выделяют восточный и западный типы государства, а также древние, средневековые и современные государства. Они различаются господствующими в них системами ценностей, представлениями о мире, идеалами, на которых основаны государства и их институты.

Однако поскольку критерии выделения самих цивилизаций в силу различия подходов к пониманию культуры слишком размыты, то непросто бывает определить конкретные типы государства. Авторы данной классификации чаще всего в описании процесса исторического развития государства возвращаются к его классовой характеристике.

Правоведение // Мухаев Р.Т. - 2013

Бошно С.В.:

Цивилизационный подход представляет собой типологизацию, построенную с учетом многоукладности экономического базиса, сложности социального состава каждого периода, культурно-исторических особенностей. Основу этого подхода составляют взаимоотношения человека и государственной власти. В соответствии с цивилизационным подходом выделяют такие типы государств как демократические и антидемократические.

Правоведение // Бошно С.В. - 2002