Историческая школа права

Корнакова С.В.:

Историческая теория права. Сформировалась в конце ХVIII – начале ХIХ в. Ее основоположниками принято считать немецких юристов Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта.

Данная теория закрепляет положения о том, что действующее в обществе право не сводится к совокупности предписаний, исходящих от государства, право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству.

Говоря о праве, создатели исторической школы права считали, что оно создается и складывается постепенно путем самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом. Право – это, прежде всего, исторически сложившиеся правовые обычаи, произрастающие из глубин народного сознания. Что же касается позитивного права, то оно производно от права обычного и способно лишь его упорядочить.

Правоведение // Корнакова С.В., Чигрина Е.В. - 2017

Идрисова Н.Г.:

Историческая школа права сложилась в первой половине XIX века в Германии. В работах Савиньи, его сторонников основное внимание уделялось обычному праву, множеству локальных правовых систем тогдашней Европы. Согласно взглядам сторонников исторической школы, право не создается законодателями, оно появляется само- произвольно в результате развития народного духа, при- мерно так же, как появляется язык. Ученые-правоведы должны уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство. Право, по Савиньи, - продукт развития народного духа. Историческая школа права утверждала, что право - объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости понятия «народный дух».

Правоведение // Идрисова Н.Г. - 2015

Малько А.В.:

Историческая школа права наиболее логически завершенную форму получила в конце ХVIII – начале XIX веков.

Представители: Гроций, Савиньи, Пухта и другие.

Основные идеи:

  1. право – историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;
  2. право – это прежде всего правовые обычаи (то есть исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия). Законы же производны от права обычного, которое произрастает из недр «национального духа», глубин «народного сознания» и т. д.;
  3. представители этой теории, которая возникла во времена феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие «естественные» права человека.

Достоинства:

  • впервые наиболее основательно было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;
  • справедливо подчеркивается естественность развития права, то есть тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;
  • верно подмечены преимущества правовых обычаев, как проверенных временем и стабильных правил поведения.

Слабые стороны:

  • данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отживающего строя;
  • ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству: между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядочением рыночных отношений.
Основы государства и права // Малько А.В. - 2015

Афонина А.В.:

историческая школа (Г. Гуго, К. Савиньи). Согласно данной теории право возникло само по себе и развивается также самостоятельно независимо от государства и каких-либо других факторов. Законы, принимаемые государственными органами, только оформляют сложившуюся практику и обычаи

Правоведение // Афонина А.В. - 2010

Бошно С.В.:

Историческая школа права сложилась в первой половине XIX века в Германии. В работах Савиньи, его сторонников основное внимание уделялось обычному праву, множеству локальных правовых систем тогдашней Европы.

Согласно взглядам сторонников исторической школы, право не создается законодателями, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Ученые-правоведы должны уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство. Право, по Савиньи, - продукт развития народного духа. Историческая школа права утверждала, что право - объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости понятия «народный дух».

Правоведение // Бошно С.В. - 2002