Теологическая теория происхождения государства

Исаков В.Б.:

Теологическая теория. Теологическую теорию происхождения государства в обобщенном виде можно свести к тезису о том, что существование государственной власти продиктовано Божественной волей. В радикальных формах теория отождествляет личность носителя государственной власти с Божеством или наделяет правителя уникальными сверхчеловеческими свойствами. Государственная власть, таким образом, становится прямым продолжением власти Божественной, а правитель - средоточием сакрального (священного) в обществе.

В более современных вариантах (например, у Фомы Аквинского) теологическая теория связывает существование государства с Божественным провидением ("всякая власть от Бога"), указывает на соответствие властных отношений в социуме общему порядку во Вселенной. Однако теологическая теория основана на вере и потому не является научной в собственном смысле слова.

Основы права // Исаков В.Б., Арзамасов Ю.Г., Белькович Р.Ю. - 2017

Идрисова Н.Г.:

Создатели данной теории полагали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем. Согласно теологической теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный характер, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

Правоведение // Идрисова Н.Г. - 2015

Малько А.В.:

Теологическая теория происхождения государства получила распространение в средневековье в трудах Аквинского; в современных условиях ее развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть – вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.

Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям.

Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере.

Основы государства и права // Малько А.В. - 2015

Кушнир И.В.:

Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств как Древнего Востока, так и Древнего Запада (Греция, Рим).

Основная идея теологической теории — божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей безусловную обязательность и святость.

Правоведение // Кушнир И.В. - 2011

Афонина А.В.:

Основоположники – Фома Аквинский, Аврелий Августин. Представители этой теории считают, что государство производит из непосредственного божественного откровения. Государство представляется установлением божественным. В результате божественного провидения, кроме всего, созданы также право, государство, власть. Здесь надо различить две школы:

а) данная теория выводит божественное установление из естественного закона. Согласно ей Бог первоначально вручает власть народу, который затем уже переносит ее на те или другие лица по своему изволению; народовластие признается единственным правомерным устройством по естественному закону;

б) другая теория видит волю Божию в покорении слабых индивидуумов сильными.

Правоведение // Афонина А.В. - 2010

Бошно С.В.:

Создатели данной теории полагали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми», «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. Христианство развивало эти положения следующим образом: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится в послании апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от бога, существующие власти от Бога установлены».

Согласно теологической теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный характер, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

Правоведение // Бошно С.В. - 2002