Теория договорного происхождения государства

Исаков В.Б.:

Договорная теория. Представления о договорной природе государства можно обнаружить еще у древнекитайского мыслителя V в. до н.э. Мо-Цзы. Однако наибольшее распространение теория общественного договора получила в период раннего Нового времени, приобретя известность прежде всего благодаря работам Т. Гоббса (1588-1679), Дж. Локка (1632-1704) и Ж.-Ж. Руссо (1712-1778). Хотя все варианты теории общественного договора имеют специфические черты, они объединены представлением о том, что переход от естественного состояния общества к политическому (т.е. огосударствленному) произошел в результате заключения членами социума соглашения о создании верховной власти, наделенной правом на издание общеобязательных предписаний.

Авторы по-разному описывали причины, подтолкнувшие людей к принятию такого решения.

Одни указывали на невыносимый страх за собственную жизнь, с которым сталкивался человек в естественном состоянии "войны всех против всех", другие - на невозможность эффективной защиты частной собственности в безгосударственном обществе и т.д. По-разному они видели и пределы полномочий созданного государства, и цели его существования. Однако так или иначе именно представление о договорной природе государственной власти легло в основу большинства конституций современных государств. И хотя сами авторы договорных теорий не всегда претендовали на историческую достоверность факта заключения подобного договора, принципиальной является идея о том, что каждому человеку от рождения принадлежит право на самоуправление и никто не имеет права повелевать другими людьми без их согласия. Таким образом, концептуальное значение и революционный смысл данной теории состоит в указании на зависимый и обусловленный характер власти государства.

Основы права // Исаков В.Б., Арзамасов Ю.Г., Белькович Р.Ю. - 2017

Идрисова Н.Г.:

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. Так, в Древней Греции появились взгляды, согласно которым государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Полное развитие эта теория получила в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Сторонники данной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по- разному. Для Ж.- Ж. Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Т. Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается об­щественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Ж.- Ж.Руссо, — основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Правоведение // Идрисова Н.Г. - 2015

Малько А.В.:

Договорная теория происхождения государства получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII–XVIII веках в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др.

По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге, у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, и соответственно – ответственность за невыполнение последних.

Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т. п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т. д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.

С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных (прежде всего, социально-экономических, военно-политических и пр.) факторов и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.

Основы государства и права // Малько А.В. - 2015

Кушнир И.В.:

Договорная теория происхождения государства получила распространение в более позднее время — во времена буржуазных революций XVII — XVIII веков. Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, превращающего их в единое целое, в народ. На основе этого первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма — государство. Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание.

Правоведение // Кушнир И.В. - 2011

Бошно С.В.:

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. Так, в Древней Греции появились взгляды, согласно которым государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Полное развитие эта теория получила в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Сторонники данной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали поразному. Для Ж.-Ж. Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Т. Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Ж.-Ж.Руссо, — основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Своеобразную теорию происхождения государства и права создал Гегель (1770-1831 гг.) Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а, следовательно, государства и права лежит абсолютное духовное и разумное начало - «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух»). Гегель доказывал несостоятельность основных положений договорной теории происхождения государства.

Правоведение // Бошно С.В. - 2002