Право и мораль

Исаков В.Б.:

Соотношение норм права и морали. Право и мораль всегда выступают в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Такое взаимодействие обусловлено тем, что право и мораль являются социальными регуляторами единых сфер общественных отношений.

По вопросу о соотношении права и морали, их взаимодействии в научной литературе изложены различные концепции, взгляды, мнения и т.д.

Соотношение норм права и морали необходимо начать с рассмотрения аспектов возможного совпадения права и морали, а также причин, которые заставляют на современном этапе развития общества отвергать идею полного тождества между этими двумя явлениями.

Как справедливо отмечает Д. Ллойд, отношение права к морали иногда описывается в виде двух окружностей, частично наложенных друг на друга (рис. 4.1), причем именно общая часть внутри обеих окружностей и составляет сферу полного совпадения права и морали, являясь их единым фундаментом, а внешние части окружностей представляют собой четко разграниченные области, в которых безраздельно царствует каждая из этих категорий. Но такая картина тем не менее обманчива, так как предполагает, что, поскольку имеется сфера совпадения обеих понятий, существует и некое тождество между ними. А это не всегда так.

Этой же точки зрения придерживается О.Э. Лейст. При обосновании своей позиции по этому вопросу он отмечает: о совпадении части права и морали (пересекающиеся окружности) трудно говорить по той причине, что в содержании права слишком много того, к чему мораль безразлична.

Почти все отрасли права содержат нормы, которые не оцениваются моралью.

Мораль, как и право (в цивилизованном обществе), не вторгается в нравственное сознание общества и индивида, оставляя без юридических оценок почти все области моральных отношений.

Там, где действительно необходима юридическая регламентация каких-либо нравственных отношений, мораль воздействует на право через категорию правосознание. Следовательно, моральные нормы не тождественны правовым ни по содержанию, ни по логической структуре.

Главное отличие их состоит в критериях оценки действий, поведения людей и их отношений. Праву свойственны оценки: "правомерно", "неправомерно", "имеет юридическое значение", "юридического значения не имеет", "влечет юридические последствия", "не влечет юридические последствия" и т.п. Иные критерии оценок свойственны моральным нормам: "хорошо", "плохо", "добро", "зло".

Таким образом, различие права и морали проявляется в том, что:

  • нормы права устанавливаются государством, а нормы морали формируются в сознании людей;
  • нормы права регулируют отношения, нуждающиеся в правовом регулировании, нормы морали регулируют поведение, которому можно дать моральную оценку;
  • нормы права представляют собой более или менее точно детализированные правила поведения, тогда как нормы морали не содержат точных детализированных правил;
  • нормы права закреплены в специальных государственных актах, нормы морали "живут" в сознании людей;
  • право обеспечивается принудительной силой государства, мораль опирается на силу общественного мнения;
  • право представляет собой систему норм, мораль же таковой не является.

Такова в целом характеристика системы нормативного регулирования современного российского общества и места права в системе этого регулирования.

Основы права // Исаков В.Б., Арзамасов Ю.Г., Белькович Р.Ю. - 2017

Малько А.В.:

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого и т. п.

Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же – есть наука о морали (нравственности).

Моральные нормы есть особый тип социальных норм, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе высшие нравственные ценности (добро, честь, достоинство, порядочность, долг и т. д.). Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотых правилах нравственности»:

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», «не причиняй вреда другим» и т. п. Моральные нормы – это выработанные обществом требования к человеку как к члену данного общества, действенность которых зависит от степени их усвоения индивидами, от формирования их внутренних представлений, убеждений относительно собственного и чужого поведения в процессе общения с другими людьми. Оценка собственного поведения, внутренний самоконтроль (что называется совестью) – важнейшая составляющая моральных норм.

Единство между правовыми и моральными нормами заключается в следующем:

  1. в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество;
  2. они имеют единую цель – регулировать социальные связи;
  3. у них единый объект регулирования – общественные отношения;
  4. исходят, в конечном счете, от общества.

Различия между правом и моралью:

  1. по происхождению (если мораль возникает вместе с обществом, то право – вместе с государством);
  2. по форме выражения (если мораль содержится в общественном сознании, то право – в специальных нормативных актах, имеющих письменную форму);
  3. по сфере действия (если мораль может регулировать практически все общественные отношения, то право – наиболее важные и только те, которые в состоянии упорядочить);
  4. по времени введения в действие (если моральные нормы вводятся в действие по мере их осознания, то правовые – в конкретно установленный срок);
  5. по способу обеспечения (если нормы права обеспечиваются мерами общественного воздействия, то нормы права – мерами государственного воздействия);
  6. по критериям оценки (если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права – с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного).

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. И наоборот. Многие правовые нормы вытекают из нравственных («не убий», «не кради» и т. п.). Следовательно, общие признаки, существующие между правовыми и моральными нормами, во многом создают условия для их весьма тесного взаимодействия.

Вместе с тем возможны и противоречия между ними, когда одна и та же ситуация может регулироваться по-разному со стороны права и морали. Причины противоречий могут быть объективные (существующие различия между правом и моралью) и субъективные (право меняется быстрее морали и подчас с ней не согласуется в силу определенных идеологических, конъюнктурных моментов). Например, с позиции права мать в принципе может отказаться от своего ребенка еще в роддоме, с позиции же морали ее поведение будет осуждено общественностью.

Основы государства и права // Малько А.В. - 2015

Фомина О.И.:

Общественные отношения регулируются не только правом, но и мо­ральными нормами. К общим чертам права и морали можно отнести сле­дующие:

  • требования к человеку от лица общества или государства;
  • высказывания в повелительной форме и призывы людей к со­вершению определенных действий либо к воздержанию от каких-либо действий;
  • определение обществом и государством поведения людей с точки зрения его соответствия как нормам права, так и нормам морали.

Право и мораль в целом совпадают по объекту воздействия. Объек­ты воздействия - это отдельные индивиды, социальные группы, кол­лективы и т. д.

Если право - это система наведения порядка в обществе, обеспе­ченная принудительной силой государства, то мораль - это систе­ма представлений о поведении людей, и соблюдение норм морали не может быть навязано кому-либо помимо его воли.

Однако между правом и моралью существуют серьезные различия:

  • Право и мораль не совпадают по сфере действия. Мораль охваты­вает все сферы человеческого поведения, а право только те сферы, где есть необходимость и возможность регуляции общественных отношений.
  • Право и мораль не совпадают по происхождению. Моральные нормы складываются в обществе на основе представлений людей о добре и зле, чести и совести, справедливости. Правовые нормы при­нимаются уполномоченными на их принятие государственными ор­ганами.
  • Право и мораль различаются по форме выражения. Право по­лучает свое выражение в официальных документах государственных органов, а нормы морали для своего установления не требуют закре­пления в официальных актах. Государство не обеспечивает соблюде­ние гражданами норм морали и тем более не вправе применять меры государственного воздействия за их несоблюдение.
Правоведение // Фомина О.И., Старова Е.А. - 2015

Мухаев Р.Т.:

Нормы морали представляют собой правила поведения, сложившиеся на основе существовавщих в ту или иную эпоху в сознании общества представлений о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести и т.п. Мораль, кроме того, включает в себя абсолютные ценности, которые пригодны для всех случаев жизни.

Если право оценивает поступки людей по принципу «можно — нельзя», то мораль делает это по принципу «хорошо — плохо».

Нормы морали формируются стихийно, в результате отбора в ходе эволюции человеческого общества ценностей и идеалов, утверждающих принципы добра и справедливости, достоинства человеческой личности. Моральные нормы не имеют специальных механизмов реализации. Их действие обращено к внутреннему миру человека в целях формирования у него внутренних убеждений и установок должного поведения: будь скромен, будь вежлив, «чти отца своего и мать свою» и т.п.

Право и мораль тесно взаимосвязаны. Многие моральные нормы и принципы перешли в правовые, например принцип справедливости, означающий соразмерность наказания содеянному.

Правоведение // Мухаев Р.Т. - 2013

Кушнир И.В.:

Нормы морали — устойчивые представления в обществе о добре и зле, о допустимом и недопустимом поведении, например уважение к старшим, вежливость и др. Нормы морали имеют следующие особенности:

  • не подкреплены принудительной силой государства;
  • но влекут сильное общественное осуждение в случае их нарушения;
  • тем самым являются мощным регулятором общественных отношений.

Сильной чертой норм морали является их всеобъемлющий характер (правом нельзя урегулировать абсолютно все отношения, в то время как под критерий моральности и аморальности можно подвести почти любой вид отношений).

Правоведение // Кушнир И.В. - 2011

Афонина А.В.:

1)  мораль – система исторически определенных взглядов, норм, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенному классу, государству и поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями норм, оценок, убеждений выступают категории добра, зла, честности, благородства, порядочности, совести;

2)  мораль (нравственность) – представления, возникающие как отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д. Мораль возникает из социальной потребности в согласовании поведения индивида с интересами общества.

Нельзя разграничивать право и мораль по предметным сферам их действия. Они действуют в системе социальных, общественно-политических связей. Это порождает взаимодействие норм права и морали. В различных исторических условиях их взаимодействие различно. Если взглянуть на развитие человеческого общества, то можно заметить следующее: в антагонических общественно-экономических формациях каждый класс имеет свою систему морали, определяемую условиями его жизни. Система права при этом выражала интересы господствующего класса. Мораль господствующего класса поддерживает те правовые нормы и принципы, которые соответствуют ей, а мораль угнетенных классов противоборствует закрепленным в праве собственности и политической власти господствующего класса.

Общность права и морали порождается едиными общественными отношениями. Они формируют ценностную шкалу общества, его ориентацию. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, в результате многократной повторяемости они приобретают нормативный характер и становятся регуляторами поведения людей.

Право как нормативная система должно быть пронизано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности.

Правовые нормы должны стремиться к соответствию нормам морали. Правовая жизнь общества должна развиваться с учетом нравственных ценностей (гуманизма, социальной справедливости, совести, человеческого достоинства, свободы и ответственности).

Данный процесс не имеет логического завершения, так как развитие общества влечет изменение его нравственных ценностей, соответственно, правовые нормы должны также подвергаться корректировке.

Право и мораль взаимно воздействуют друг на друга, в результате этого поддерживается основа общественности, связь отдельных интересов и стремлений в единое целое.

Правоведение // Афонина А.В. - 2010

Кушнир И.В.:

Моральные нормы – правила, отражающие представления людей о добре и зле, справедливости, красоте, долге, чести и достоинстве, смысле жизни и других нравственных идеалах. Мораль представляет собой господствующие в общественном сознании нравственные требования к человеку. С помощью морали общество устанавливает, что можно и нужно, а что нельзя делать человеку не с позиций законности, а в соответствии с этическими, нравственным идеалам. Не отдельный член общества оценивает свои поступки как хорошие или плохие, а общественное мнение дает моральную оценку его поведению.

Моральные нормы отличаются от правовых норм следующим:

  1. способом формирования. Если право формируется государством, то мораль складывается самостоятельно, постепенно, по мере формирования в обществе нравственных идеалов и также постепенно отмирает, уступая свое место новым моральным принципам;
  2. формой выражения. Нормы морали хранятся в сознании людей. Иногда они находят выражение в литературе, искусстве, обычаях и традициях;
  3. в отличие от норм права нормы морали не являются общеобязательными для членов общества;
  4. обеспеченностью. Неисполнение норм права влечет ответственность, налагаемую государством. Неисполнение норм морали ограничивается лишь общественным порицанием или иными мерами неблагоприятного общественного воздействия;
  5. сферой действия и характером предъявляемых требований.

Право регулирует лишь наиболее значимые для государства общественные отношения, мораль же распространяет свое действие практически на все сферы жизнедеятельности людей.

Нормы права могут по смыслу совпадать с нормами морали, но могут и прямо противоречить им. Чем сильнее такое совпадение, тем более естественным для общества становится понимание права и исполнение правовых норм. Можно сказать, что право и мораль взаимно дополняют и обеспечивают действие друг друга. Основными моральными принципами, нашедшими закрепление в праве, являются гуманизм, справедливость, добро.

Правоведение // Кушнир И.В. - 2010

Кашанина Т.В.:

Моральные нормы — правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением осуществляются с помощью средств духовного воздействия: через чувство долга, которое каждый человек должен сделать мотивом своего поведения, а также через оценку и самооценку поступков. Опираясь на выработанные нравственные требования, усваивая их, каждый человек может самостоятельно регулировать свое поведение. В качестве примера можно привести моральные нормы, требующие помогать младшим, заботиться о престарелых, не обижать женщин, не говорить плохо о человеке в его отсутствие. Ответственность за нарушение моральных норм в отличие от юридической ответственности имеет не материальный, а духовный характер (осуждение, презрение).

В истории политико-правовой мысли не раз допускалось смешение права и морали, поэтому крайне важно отличать эти две категории:

а) нормы позитивного права создаются или санкционируются только государством, поэтому они выражают государственную волю. Мораль же, наоборот, создается всем обществом и не нуждается в признании государством. В самом деле, человек узнает о добре и зле не столько из текста законов, сколько из общения с другими людьми;
б) правовые нормы обеспечиваются государственным принуждением, за их неисполнение предусмотрены различные наказания, применяемые правоохранительными органами государства. Мораль же обеспечивается силой общественного воздействия, причем оно может быть не менее действенно, чем государственные санкции;
в) правовые нормы зафиксированы в официальных документах, определенным образом систематизированы. Моральные нормы не имеют четких форм выражения, не учитываются, не обрабатываются, а существуют в основном в сознании людей. Моральные нормы стихийно рождаются, незаметно исчезают, нельзя указать ни точных сроков, ни причин, ни порядка их появления. Поэтому нормам морали в значительной степени свойственны неопределенность и расплывчатость;
г) если право в основном оперирует понятиями прав и обязанностей, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого, то мораль — категориями добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и подлого;
д) мораль регулирует гораздо больший круг отношений, чем право, сфера ее действия шире. Однако многие ситуации получают оценку как со стороны права, так и со стороны морали.

Российское право // Кашанина Т.В. - 2009

Шалагина М.А.:

При регулировании общественных отношений всегда прослеживается взаимосвязь права и морали.

Под нормами морали понимаются правила поведения общего характера, регулирующие отношения между людьми посредством исторически сложившихся представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Единство права и морали состоит в следующем:

  1. они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования, у них единая нормативная основа;
  2. они преследуют одни и те же цели и задачи – упорядочение и совершенствование общественной жизни, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
  3. наличие одного объекта регулирования – общественных отношений;
  4. право и мораль в качестве нормативных явлений определяют границы должных и возможных поступков субъектов правоотношений;
  5. они выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества.

Но наряду с общими чертами право и мораль имеют существенные различия:

  1. право и мораль различаются по способам их установления.

    Правовые нормы устанавливаются, отменяются, дополняются, изменяются государством, а нормы морали создаются не государством непосредственно, а возникают и развиваются спонтанно в процессе практической деятельности людей;

  2. они различаются по методам их обеспечения. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органов;
  3. правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, группируются по отраслям и институтам, систематизируются, а нормы морали не имеют подобных четких форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в сознании людей – участников общественной жизни;
  4. право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, а мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, честного и бесчестного, совести, чести, долга, т. е. у них разные оценочные критерии и социальные мерки;
  5. противоправные действия влекут за собой реакцию государства – юридическую ответственность. При нарушении моральных норм нарушитель подвергается моральному осуждению, это ответственность не перед государством, а перед обществом, семьей, окружающими людьми;
  6. право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем юридический закон;
  7. сфера действия морали шире, чем правовое пространство, границы их не совпадают;
  8. у права и морали различные исторические судьбы. Мораль всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.
Правоведение // Шалагина М.А. - 2008

Мазуров А.В.:

Нормы морали распространяют свое влияние на всех и каждого, на все виды деятельности и мышление людей. Суть морали выражена в правилах: «относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе», «что тебе не нравится в других, того сам не делай».

Мораль появилась задолго до государства и, следовательно, права, и поэтому первична по отношению к ним. Деидеологизи-рованная, признаваемая (пусть даже только на словах) всеми людьми мораль воплощает в своих нормам высшие критерии поведения, оказывающие существенное влияние на поведение каждого. Поэтому правовые и другие социальные нормы могут оцениваться на предмет их соответствия моральным нормам.

Нормы морали, в отличие от права, не являются общеобязательными и не имеют письменной формы закрепления. Однако право нередко заимствует из морали такие принципы и категории, как гуманизм, добросовестность, справедливость, заботливость и т. п., тем самым делая их общеобязательными. Ответственность за нарушение правовых норм является действенным средством воздействия на нарушителей моральных норм, поскольку нормы права, особенно в правовом государстве, нередко основаны на нормах морали. Собственно, право отчасти и возникло потому, что нормы морали, не снабженные государственным принуждением, оказались не в силах самодостаточно и надлежащим образом регулировать усложняющиеся общественные отношения между различными социальными группами (прежде всего богатыми и бедными), каждая из которых пыталась вырабатывать свою мораль.

Однако значение отдельных моральных норм в праве не следует абсолютизировать. Нельзя делать объектом правового регулирования соблюдение исключительно моральных норм, поскольку это будет противоречить сущности права и общественным отношениям, которые могут быть предметом правового регулирования (см. ниже). Именно поэтому бессмысленны попытки принятия правовых актов вроде «Этического кодекса» депутата, журналиста, бизнесмена и т. д. У морали и права при возможно высокой степени их сходства всегда сохраняются и различия, которые нельзя игнорировать.

Существенное влияние морали на право придает ему моральную направленность. К сожалению, имеют место и обратные случаи, когда нормы права, решения государственных органов противоречат нормам морали. Такие противоречия в общественной практике не всегда устанавливается сразу, но всегда получают осуждение подавляющего большинства людей. Характерно, что для реализации «аморальных» правовых норм требуется большее государственное принуждение, чем для соответствующих морали.

Правоведение // Мазуров А.В. - 2003

Мальцев Г.В.:

Моральные нормы, представляющие собой правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе критериев добра и зла, добродетели и порока, чести и бесчестья. Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его деятельности.

Норма морали формируются в практических отношениях людей между собой. То, что плохо и вредно для общества, (т. е. поведение, не способствующее его стабильности) осуждалось и запрещалось, а то что способствовало согласию и мирному сосуществованию людей и обеспечивало выживание вида в условиях борьбы за существование, оценивалось положительно и одобрялось большинством.

Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Придерживаясь положительных моральных норм, человек руководствуется ими в своих действиях и осуждает тех, кто их нарушает.

Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц.

В обществе со сложной социальной структурой каждая из них имеет в соответствии со своими специфическими интересами разные понятия о справедливости и морали, в пределах группы обязательность той или иной нормы определяется степенью усвоения ее групповым или общественным сознанием. Более того, индивидуальные представления о содержании норм порой противоречивы, причем могут меняться в процессе спора, обсуждений или сдвигов в общественном климате.

В морали не существует четкой разницы между нормой и взглядами. То что для одного является правилом поведения, для другого — не более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд).

Тем не менее, существует общественная мораль. Она включает те нормы, которые признаются общераспространенными и необходимыми во всем обществе. Это прежде всего нормы выражающие социальные качества человека по отношению к другим людям — гуманизм, милосердие, доброжелательность, правдивость, порядочность, трудолюбие, справедливость. Эти нормы представляют собой нравственные ценности и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов общества.

Правоведение // Мальцев Г.В. - 2003

Бошно С.В.:

Тесным является взаимодействие права и морали. Мораль определяется как известная совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.

Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного Я, т.е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Это то, что называется совестью - способностью к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой.

Второй аспект - конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно связаны между собой.

Соотношение между правом и моралью достаточно сложное. Оно включает в себя четыре компонента: единство, взаимодействие, различие и противоречия.

Единство права и морали выражается в том, что они представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами; у них единая нормативная природа.

Право и мораль - оба эти явления обусловлены экономическими, культурными и иными факторами и причинами. Это делает данные понятия однотипными. И право, и мораль опираются на единый политический фундамент - реальное народовластие, демократизм, легитимную государственность, представляющую интересы различных слоев и групп населения.

Мораль и право имеют один и тот же объект регулирования - общественные отношения.

Объединяет право и мораль их цель: гармонизация личных и общественных потребностей, развитие личности, утверждение идей справедливости и гуманизма. Они основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения.

Как право, так и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса обществ, его созидательных и дисциплинирующих возможностей.

Несмотря на множество общих черт, право и мораль имеют определенные различия. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования, источниками. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только государством, им же отменяются, дополняются либо изменяются. Право выражает государственную волю и выступает государственным регулятором общественных отношений. По-другому складывается мораль. Ее нормы создаются не государством непосредственно, а всем обществом. Они постоянно возникают и развиваются в процессе практической деятельности людей, их взаимного общения.

Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкции официальных властей: достаточно, чтобы она была признана обществом, классом, социальной группой - теми, кто намерен ею пользоваться.

Государство оказывает на формирование морали опосредованное, не прямое воздействие. Оно осуществляется через право, политику, идеологию, печать и т.п. В любом государстве действует единое право, чего нельзя сказать о морали. Она дифференцируется в соответствии с классовым, национальным, религиозным, профессиональным и иным делением общества.

Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Право обеспечивается, охраняется, защищается государством. За правом стоит аппарат принуждения, который следит за соблюдением правовых норм и наказывает тех, кто их нарушает. В этом смысле нормы права носят общеобязательный, непререкаемый характер. В праве, таким образом, объективно заложен принудительный момент.

По иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства официальной власти, применения юридических санкций. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах воздействия на нарушителей, не соблюдающих моральные запреты. Право и мораль различаются по форме выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства или общественных организаций (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям права и институтам, систематизируются для удобства пользования в кодексы, сборники, уставы и т.п., то моральные нормы не имеют четких форм выражения. Они возникают и существуют в сознании людей - участников общественных отношений.

Моральные нормы и принципы, возникая под влиянием определенных социальных условий в различных слоях и группах общества, распространяются затем на более широкий круг субъектов, становятся устойчивыми правилами и мотивами поведения. При этом нельзя точно указать ни время их создания, ни сроков их действия.

Наметим некоторые другие направления для более детального сравнения морали и права: по характеру и способам их воздействия на сознание и поведение людей; по характеру и порядку ответственности за их нарушение; по уровню требований, предъявляемых к поведению человека; по сферам действия.

Право и мораль постоянно взаимодействуют. Они поддерживают друг друга в деле упорядочивания общественных отношений, позитивного влияния на личность, формирования у граждан должной юридической и нравственной культуры, правосознания. Их требования во многом совпадают: действия субъектов, поощряемые правом, поощряются и моралью.

Правоведение // Бошно С.В. - 2002